«Черный дрозд»: Зима всегда

19 декабря 2012, 10:54
Версия для печати Версия для печати

Криминальный триллер Штефана Рузовицки – из тех фильмов, где бесполезно искать глубину сюжета, оригинальность характеров и драматических положений или, боже упаси, моральный вывод. Хотя кое-что из этого там даже есть. Включая моральный вывод. Впрочем, весьма стандартный. Однако суть не в этом. «Черный дрозд» - это тот случай, когда режиссерское и операторское мастерство настолько превосходят упоительно примитивный сценарий немолодого кинодебютанта Зака Дина, что вполне заменяют историю как таковую.

Визуальный образ, созданный в фильме, останется в памяти и после того, как окончательно забудется, кто там кому брат и куда делись деньги. У австрийца Штефана Рузовицки оказалось особое «снежное чувство» - а значит ему подвластна одна из самых беспроигрышных и кинематографически эффектных стихий (потягаться с ней способны, пожалуй, лишь мексиканское солнце и штормовой океан). Режиссер работает со снегом. До метафизической метели его «Черный дрозд» все-таки не долетит (не «Повести Белкина» экранизирует, чай), как не замерзнет и до состояния ледяного коэновского «Фарго», но каждый буран, каждый снежный сугроб и каждую вьюгу разметет буквально по снежинке.

Пока «снег кружится, летает, летает», к канадской границе мчится машина, на которой пытаются удрать от полиции грабители казино. Немногословный чернокожий водитель, а также разговорчивый и сентиментальный главарь – Эрик Бана – предающийся воспоминаниям о детстве и мечтам о домашнем очаге, и его прелестная младшая сестра – Оливия Уайлд – аккуратненько пересчитывающая выручку. «Это нормально, что тебе немного не по себе», - утешает девушку брат, и тут «не по себе» становится всем, потому что в лобовое стекло влетает заблудившийся олень. На стекле кровь, водитель мертв, пассажиры зависли вниз головами в перевернутой машине, сквозь разбитое стекло порывом ветра выдувается вихрь долларовых купюр, на нелепо вывернутой женской ладони – то ли осколки, то ли льдинки. Грамотно, жестоко, элегантно и очень красиво. Как и последующие кадры: на фоне величественного заледенелого леса Оливия Уайлд натягивает джинсы под блестящее, сильно декольтированное коктейльное платьишко (казино грабили в тепле): живая плоть на фоне снега – это почти всегда «имеет вид» (даже в каких-нибудь «Сумерках»). Коротко извинившись и выстрелив в лицо некстати подвернувшемуся полицейскому, Эрик Бана уходит вглубь леса – крохотная черная фигурка пересекает по диагонали идеально белое поле. Подобная геометрия сразу отсекает претензии к недостаточной проникновенности самой истории: ну не тем тут режиссер занят. Прохваченная холодком эстетика куда важнее мнимого гуманизма сюжета о потере и обретении дома.

Отечественные критики уже успели назвать первую ассоциацию, вызываемую сюжетом: опасное путешествие брата и сестры через лес напоминает сказку братьев Гримм про Гензеля и Гретель. По части конкретных сюжетных параллелей здесь, впрочем, явный недобор, но общее направление, кажется, верное: «Черный дрозд» продолжает короткую, но чрезвычайно модную традицию «гриммизации» криминальных драм. «Каменные джунгли» временно перестали впечатлять. Кинематограф – возможно поддавшись на современные уговоры о стимулировании «экологического мышления» или просто моде на фэнтези - отправился в настоящий лес. «Белоснежки» и «Красные Шапочки» следуют одна за другой, впереди нас ждут «Гензель и Гретель: Охотники на ведьм», а телевидение предлагает второй сезон сказочного триллера «Гримм» (где потомственные борцы с троллями и ведьмами разоблачают их в обличии современных благопристойных граждан). Терри Гиллиам со своими «Братьями Гримм», как всегда, немножко опередил время.

Рузовицки проходит по самому краешку этой тенденции: он использует не сюжетные линии (хотя в деле фигурирует и своя Красная Шапочка – юная дочь шерифа, младший офицер местной полиции, и «пряничный домик» - где герой спасает детей и убивает злодея и т.д.), а то, «что остается от сказки потом – после того, как ее рассказали» - визуальный образ. «Белоснежка» - это не только отравленное яблочко и стеклянный гроб, это еще и алая капля крови и черный ворон на белом снегу. Снега в Мичигане много, крови на снегу в фильме хватает (отрубленные пальцы также приятно разнообразят пейзаж), а в роли черных воронов – местные полицейские на снегоходах. «Черный дрозд» - не сказка, однако создает иллюзию присутствия смысла сказочными средствами. В конце концов, главный тамошний Серый Волк меняет шкуру несколько раз. Однажды его даже едва не приняли за ангела.

Лес – антитеза цивилизации. Таким образом, дракам и перестрелкам возвращен звериный имморализм честного единоборства. А внезапная страсть простодушного боксера-неудачника (Чарльз Ханнэм) к ледяной деве с прозрачными глазами не нуждается в дополнительных мотивировках. Характерно, что киногения Эрика Баны и Оливии Уайлд в этом фильме смотрится особенно выигрышно. Бана играет воинов, для которых война никогда не заканчивается, еще со времен «Падения «Черного ястреба»» - но, пожалуй, он давно не подбирался к своему архетипическому персонажу так близко, как в проходном, по сути, «Черном дрозде». Оливия Уайлд, несмотря на сценарную худосочность, в конце концов, тоже получила настоящую роль – во всяком случае, ей не придется больше доказывать, что она – не Тринадцатая. Доктор Реми Хэдли из команды Хауса остается непревзойденной ролью в ее актерской карьере, но малышка Лайза в фильме Рузовицки – воплощенная виктимность, сексуальная и опасная, - это, как минимум, любопытно. Кошачий разрез ее холодных голубых глаз на фоне метели оправдывает псевдоним актрисы, а во многом – и сам фильм.

Все остальное в «Черном дрозде»: прозрачный намек на давний инцест, убийство одного отца, предательство другого, возвращение блудного сына, дух индейского вождя и так далее обладает ценностью прошлогоднего снега.

Лилия Шитенбург, «Фонтанка.ру»
 

«Алиса не любит гостей». Кинотеатры после ультиматума прокатчиков перестают тайком показывать западное кино

Российские кинотеатры до 12 мая убрали из расписания нелегальные показы западного кино, проводившиеся в рамках «аренды» или «предсеансового обслуживания». Первым на это обратил внимание «РБК», «Фонтанка» проверила сайты сетей и отдельных кинотеатров, обычно показывающих петербуржцам западное кино без прокатных удостоверений, и, действительно, не нашла таких показов.

Статьи

>