Книгуру и все-все-все: что происходит в литературе для тинэйджеров?

30 сентября 2014, 23:56
Версия для печати Версия для печати

В Петербург наведались эксперты «Книгуру» – всероссийского конкурса на лучшее произведение для детей и юношества. Конкурс, учрежденный Федеральным агентством по печати, идет пятый сезон, имеет на счету убедительный ряд открытий и не по-детски увесистый призовой фонд в миллион рублей. В сентябре был объявлен шорт-лист лауреатов, сейчас идет голосование, а тем временем в Петербурге на кафедре литературы и детского чтения Университета культуры и искусств дискутировали на тему «Что происходит в литературе для детей от 10 до 16 лет».

Современные издатели бедны и несчастны

На сайте «Книгуру» написано обоснование конкурса: «Почему именно для подростков? Просто потому, что они оказались самыми обделенными: для них мало пишут и еще меньше издают, прикрываясь утверждением, что подростки, мол, не читают. Мы точно знаем, что это неправда: подростки читают с удовольствием, было бы что читать».

Как обмолвилась преподаватель из одного лицея, нынешняя норма чтения 12-летнего школьника – 150 страниц в день. У исполнительного директора «Книгуру» Георгия Урушадзе (он и гендиректор премии «Большая книга») в 5 классе был свой рекорд: 500 страниц в день, «но я тогда лежал в больнице… Меня спрашивают, не в психиатрической ли – нет, в травматологической».

По нынешним временам и 150 страниц – едва ли не «клиника», тем более что теперь у книг толпа конкурентов за внимание: кино, соцсети, компьютерные игры.

- Конкурентов у книги много, но книга по-прежнему вне конкуренции, – уверен Георгий Урушадзе. – Книге можно задать такие вопросы, которые не задашь ни родителям, ни сверстнику, ни айпаду.

- Подростковый возраст – это возраст конфликтов: никто меня не любит, не понимает, я один такой в мире, – добавляет член экспертного совета, литкритик, старший научный сотрудник Российской книжной палаты Мария Порядина. – И вдруг оказывается, что ты не один, есть люди, которые точно так же думают и чувствуют.

По словам Урушадзе, «конкурс родился не от хорошей жизни – не было на тот момент ни одного конкурса детской литературы вообще». А без конкурса, говорит, никак:

- Современные издатели за очень редким исключением – бедны и несчастны. У них нет ни сил, ни времени, ни денег устраивать масштабные конкурсы, которые занимались бы поиском новых авторов, нет сил просматривать рукописи. Они обычно поручают практиканту что-то выуживать из потока. Необходим конкурс, который честно посмотрит весь поток, выберет лучшее и предъявит издателю.

Что выбирает «Книгуру»?

В «выбранном лучшем» на «Книгуру» бесполезно искать что-то вроде русского «Гарри Поттера».

- У нас и так издаются всякого рода розовые романчики, огромное количество детских детективов и детского фэнтези с колдунами, мечами и артефактами, – поясняет Мария Порядина. – Такого добра на рынке завались. Мы стараемся отбирать то, чего на рынке мало. Серьезный психологический роман для подростков; роман, ориентирующийся на традиции и не слишком живо представленный на рынке (например, роман странствий); или проза, затрагивающая распространенные проблемы в каком-то неожиданном аспекте.

Неожиданный аспект распространенной проблемы – это, к примеру, повесть «Крупная кость, или Моя борьба» рижанки Елены Соковениной: девочка-подросток жаждет похудеть, да как похудеешь, если семейство потчует пирожками, и отказаться – значит обидеть родных («На самом деле героиня борется не с лишним весом, а со своей неспособностью себя принять. Подростки это на раз-два считывают», – комментирует Порядина).

Роман странствий – это, допустим, «Кусатель ворон» Эдуарда Веркина. «Это вещь, как все у Веркина, выросшая на его неприятии провинциализма в широком и плохом смысле», – продолжает Мария Порядина. По сюжету, объединенная группа российских и немецких подростков, победителей всяких олимпиад (только немцы – победители честные, а наши – блатные, дети чиновников) едет на многодневную экскурсию по российской провинции. Группа еще та: наши – придурки и раздолбаи, немцы, в общем, тоже наивные придурки – и они оказываются в российской провинции, тоже, понятно, придурковатой и абсурдной, и экскурсия перерастает в духовное странствие.

- Опять будут говорить, что Веркин российскую глубинку очернил, – предчувствует эксперт Порядина.

Эдуард Веркин, победитель второго сезона «Книгуру» с романом «Облачный полк» о подростке на войне вызвал бурю отрицательных эмоций со стороны некоторых педагогов. Впрочем, другие педагоги присудили Веркину за тот же роман победу в номинации другого конкурса, «Учительский Белкин».

К слову, победы писателей, открытых «Книгуру», в других конкурсах – не редкость. В «Книге года» (конкурс изданных книг) в номинации победила повесть Светланы Лавровой «Куда скачет петушиная лошадь», блеснувшая в свое время и в «Книгуру»: там инопланетяне, девочка-подросток, мальчик-подросток, оказавшийся мифологическим богатырем, ведьма, деревянный идол всей теплой компанией идут бороться с петушиной лошадью – образом того, что происходит с миром, когда человек о своем мире и своих корнях забывает.

Совершеннолетние к голосованию не допускаются

Экспертный совет, отбирающий книги – взрослый («совет, в отличие от многих премий, открыт, и эксперты своим именем гарантируют чистоту процесса», – подчеркивает Георгий Урушадзе – кстати, не участвующий в отборе книг). Но определять победителя взрослым не доверили. В отличие от обычной жизни, здесь к голосованию не допускаются люди, достигшие 18 лет. Открытое читательское жюри (Урушадзе проверял – подобного в мире нет) формируется с условием: школьник должен прочитать минимум пять произведений из списка и не просто поставить оценку, но и мотивировать ее. Потому «Книгуру» представляет себя и своеобразной «школой ответственности» для подростков.

Среди прочих задач конкурса (помимо поиска новых имен) устроители перечисляют: «волшебный пинок» издателям – те получают кондиционный, готовый к опубликованию, текст, плюс поддержка русскоязычного пространства во всем мире, «и в том числе в России»:

- Представить страшно, сколько стоят книги на Камчатке и как долго они туда идут, – говорит Георгий Урушадзе. – Книга, которая стоит в Москве 300 рублей, а Петербурге 250, на Камчатке и Сахалине обходится в 800 рублей, я видел своими глазами. Поэтому наша задача – сформировать электронную библиотеку, доступную сразу всем.

Прямо сейчас, зайдя на сайт конкурса, вы можете с чадом бесплатно прочитать все произведения, вошедшие в короткий список. «Конкурс дает возможность любому читателю иметь абсолютно легальную библиотеку, которая рассчитана на подростковый юношеский возраст», – уверяют устроители. Правда, обнаружилось, что с лауреатами прошлых лет такой вольницы уже нет: издатели купили права и, очевидно, стремятся сперва продать книгу.

- Издатели боятся, что если текст будет висеть в интернете, то книгу никто не купит, – сетует Мария Порядина. – Книгурушечный опыт показал, что все совсем не так. Текст висит целый год и когда выходит книга, то она продается лучше, чем остальные книги этого издательства. Так было с тем же Веркиным, так было с лауреатом Николаем Назаркиным (2-е место во втором сезоне, – Ред.). То есть распространенность текста и его общедоступность не тормозят продажи, а способствуют им.

«Писатели – самая дешевая рабочая сила в России»

Еще одна задача – соединить читателя с писателем. В Петербург, скажем, в эти дни приезжала номинант Елена Соковенина, встречалась с читателями в Ленинградской областной и Гатчинской районной библиотеках.

А в Санкт-Петербургском госуниверситете культуры и искусств студенты делились своими впечатлениями от прочитанного и интересовались, сплочен ли цех детских и подростковых писателей.

- Если говорить о писателях взрослых, то это абсолютно разобщенная структура, каждый друг другу конкурент, писатель писателю волк, – отвечала Марина Порядина. – В детской литературе чуть иначе: тут разобщенность географическая. Есть детские писатели Москвы, Петербурга, Екатеринбурга – они внутри своих локусов общаются, дружат, встречаются с читателями. Общего детского писательского сообщества нет, но нет и зверской конкуренции, потому что детский книжный рынок – это поле, на котором пока есть место. У каждого писателя небольшие тиражи, у каждого трудный путь из издательского центра на периферию, у каждого примерно одни и те же проблемы с деньгами.

- Материальное положение современных писателей – хуже просто не бывает, – согласен Георгий Урушадзе. – Писатели – самая дешевая рабочая сила в нашей стране. Автор взрослого романа, издающегося, получает гонорар 1 тысячу долларов. А пишет он его, например, год. Разделите… 80 долларов в месяц у нас не получает, наверное, вообще никто. Поэтому многие подрабатывают – журналистика, редактура, преподавание. Тем самым мы, как общество, позволяя так поступать с писателями, лишаем себя в будущем каких-то новых книг.

Тот, чье имя не называют

«Проблемы с деньгами» обусловили и отчетливую особенность нашей детской литературы, которая (особенность) «ужасно огорчает» Марию Порядину:

- Подавляющее большинство тех, кто работает в детской литературе и вокруг детского чтения – «тетеньки». Мужчина–добытчик не может жить на гонорары. А у домохозяйки – больше свободного времени, и у женщины-библиотекаря, и даже у женщины-педагога. И получается, что для детей очень часто пишут женщины, и для мальчиков тоже. Воспитания мужского не хватает.

Потому в регионы «книгурушники» стараются привозить и детских писателей-мужчин, чтобы публика видела: такие в природе все-таки встречаются.

Вообще эти рейды экспертов и писателей «Книгуру» по городам и весям – традиционный ход. Как выяснилось, никакая реклама не срабатывает так, как старые добрые «встречи с читателями»: «Стоит только нам поехать в какой-нибудь регион – оттуда всплеск голосования, приток новых работ».

В первом сезоне «Книгуру» за победу боролись 403 текста, в этом – больше 700. В первом сезоне было 543 зарегистрированных пользователя, в прошлом – больше 5 тысяч (незарегистрированных – по 15 тысяч в месяц). В первом сезоне было охвачено 47 регионов России, сейчас читают почти все регионы, а также 17 стран мира (есть Австралия, обе Америки, Корея, Африка, Европа; «это люди, которым интересно читать подростковое по-русски»).

На прямой вопрос «как заставить ребенка читать?» у Урушадзе ответ простой: да проще запретить читать – тогда сам потянется. Но есть вариант продуктивнее: приблизить книгу к человеку. Если чадо сроднилось с айпадом – дайте ему книгу в электронном виде; или, как в случае с писательницей Диной Сабитовой – ее произведение оцифровали и превратили в подобие игры. А парня, убежденного в бесполезности книжек, говорят, переубедит победитель 3-го сезона Михаил Колодочкин с его «Мужчинам до 16 – об автомобиле».

… Имя «Гарри Поттера», как ни странно, на дискуссии не было произнесено ни разу – будто именно он – тот, чье имя не называют. Мы все-таки спросили у устроителей: допустим, книга потенциально коммерчески успешна, ее и так издадут – что же, в «Книгуру» она премию не получит, будь она даже гениальна?

Мария Порадина ответила:
– Позиции «гениальное» и «и так издадут» – почти никогда не совпадают. То, что «и так издадут» – вещи форматные, а всякое «практически гениальное» – предполагает избегание всяческих форматов.

Анастасия Долгошева, специально для «Фонтанки.ру»
 

37 000 поражающих элементов и раскуроченный холст: как в Русском музее восстанавливали работы из Таганрога

В Мраморном дворце открылась выставка живописи, графики и одной скульптуры из Таганрогского художественного музея «Спасённые шедевры. Русский музей — Таганрогу». Петербургские реставраторы трудились восемь месяцев после ракетной атаки по южному городу 28 июля 2023 года.

Статьи

>