"Голливудская дива": Ваша песенка не спета!

16 сентября 2014, 18:10
Версия для печати Версия для печати

 

В Театре музыкальной комедии прошли премьерные показы спектакля «Голливудская дива», на которых были замечены вице-губернатор Василий Кичеджи, председатель Комитета по культуре Василий Панкратов и другие представители культурного сообщества. Всех интересовало, удастся ли новому «продукту» Музкомедии стать достойной заменой «Балу вампиров»?

Успех постановки «Бал вампиров» поднял Театр музыкальной комедии на новую высоту – теперь мы уже смело можем говорить, что Петербург не уступает Москве в постановке мюзиклов.

Как рассказал режиссер «Бала вампиров» Корнелиус Балтус, несколько месяцев назад к нему пришел Юрий Шварцкопф и предложил сделать что-то новое. Балтус, привыкший к тому, что суперуспешные мюзиклы не сходят со сцены годами, явно не ожидал такого поворота событий, но все же отправился на поиски нового материала. Он нашел пьесу Ральфа Бенацки «Аксель у врат небесных», поставленную в 1936 году и посвященную истории голливудской дивы Глории Миллс (роль которой исполнила Цара Леандр), с помощью которой молодой амбициозный журналист Аксель пытается сделать карьеру.

Последний раз пьеса «Аксель у врат небесных» была поставлена в середине 50-х годов прошлого века. Взяв на вооружение пьесу Бенацки, Балтус обновил ее, придумал новых персонажей и, переработав большую часть музыкального материала, создал «Голливудскую диву».

Действие «Голливудской дивы» начинается неожиданно – пока зрители рассаживаются по своим местам, на сцене в декорациях кинопавильона уже идет репетиция. В этот момент в спектакле работают порядка двадцати артистов балета. Вообще, «массовость» спектакля – его главная фишка. На протяжении трех часов на сцене почти всегда присутствуют танцоры, сопровождая главных героев. Конечно, во время исполнения главных арий они исчезают, но «эффект толпы» незримо ощущается всегда.

Балтусу удалось сделать из своих танцоров полноправных участников действа, двигаются они настолько гармонично, что фактически становятся еще одним единым героем, который отвечает за ироничное отстранение. Скажем в тюрьме танцевальный «хор» танцует чечетку – играя явно на стороне главного героя, Акселя, который в итоге умудряется нанять адвоката за его же деньги. Выглядит этот «хор» завораживающе, так что исполнителю роли Акселя Олегу Красовицкому приходится изрядно постараться, чтобы отвоевать свое центральное положение.

Хореография – далеко не первое, что бросается в глаза. В «Диве» особое место уделено декорациям, которые поражают воображение своей детальной проработкой (когда главный герой Аксель возвращается в свой дом, на стене у него висят аутентичные постеры голливудских фильмов 30-х годов: «Метрополис», «Флэш Гордон» и другие). Меняются они, как и положено, за одно мгновение: вот тебе павильон киностудии – а вот уже шикарные аппартаменты отеля «Коринтия». Есть даже гигантская печатная машинка, на клавишах которой танцует Олег Красовицкий.

Впрочем, сильно смущает прямое и никак не обыгранное копирование декораций фильма «Великий Гэтсби» с Ди Каприо, которое было заметно еще на афишах. Есть и другая серьезная проблема: образы главных героев – Акселя, Глории – прописаны великолепно, но создатели «Дивы» в какой-то момент настолько увлеклись психологическими портретами своих персонажей, что, вероятно, забыли, об основной художественной составляющей жанра мюзикла – качественном пении.

Если мужская часть «Голливудской дивы» в лице Певцова и Красовицкого держится на достойном уровне, то Ольга Дроздова, которая, по ее собственному признанию, «раньше пела только в душе», явно не дотягивает до кондиции. Хотя и нельзя не признать, что по актерским данным актриса московского театра «Современник» Дроздова переигрывает всех. В каких-то моментах Ольга, которая репетировала целое лето, все же пытается петь, как положено, выводя каждую ноту, но голос ее то и дело подводит, начиная дрожать.

Хоть Дроздова и говорит, что не просматривала перед премьерой старые голливудские работы, и сама «открыла в себе» Цару Леандр, Марлен Дитрих и Гретту Гарбо, на протяжении всего действа, автора этих строк не покидало ощущение, что Дроздова все же оттолкнулась от образа советской дивы – Людмилы Гурченко. Причем, сделала это как вокально, стараясь воспроизвести ее низкий тембр, так и визуально – ее Глория Миллс очень напоминает Людмилу Марковну 2000-х годов.

Что касается супруга Ольги Дроздовой, артиста столичного «Ленкома» Дмитрия Певцова, то он еще на предпремьерной встрече с прессой со свойственным ему остроумием заявил: «Мой персонаж – главный в «Голливудской диве»! Он появляется в начале, середине и в конце. После каждого появления зрители еще долго ищут Тино в толпе и ждут его появления вновь». Так и вышло. Хоть мошенник Тино Тициано и самый «молодой» из всей истории (в том смысле, что в оригинальной пьесе Бенацки его не было вообще), его появления, действительно, ждешь. По сравнению с Дроздовой и Красовицким, каждый выход которых сопровождается пространными диалогами на пять, а то и десять минут, герой Певцова выходит и сразу начинает делать свое «грязное дело» – завораживает публику обаянием и пением, после чего срывает заслуженные овации публики и удаляется за кулисы.

Самые большие овации на премьерном спектакле достались Агате Вавиловой, которая играет роль служанки Дайны, русской иммигрантки. Хотя ее выговор с нарочитым акцентом довольно быстро утомляет, шуточную арию «Щи да квас, как мне не хватает вас!» актриса исполнила блестяще.

Юмора в «Голливудской диве» хоть отбавляй и главный юморист в этой истории – Олег Красовицкий, который играет молодого и пылкого журналиста Акселя Свифта. За время спектакля Аксель из древнего старика (в начале он носит специальную маску, чтобы Глория обратила на него внимание) вдруг преображается в молодого красавца, который грезит желанием пообщаться с дивой. По всем законам жанра, ему это удается, правда, приходится пойти на жертвы и проявить недюжинную смекалку. Все психологические перемены, которые переживает герой, отражены в ариях о нелегкой судьбе журналиста, но есть в партитуре и задорный дуэт «Нас спасает юмор».

И вот здесь мы подходим к самому главному – к музыке, которая в «Голливудской диве», увы, остается проходной. Выйдя из театра, с трудом вспомнишь пару мелодий из премьерного спектакля. На фоне ярких арий Графа фон Кролока из «Бала вампиров», арии из мюзикла «Чаплин» «Что ты запоешь, если рухнет мир?», «Адреналина» из «Полы Негри» музыка в «Голливудской диве» оказалась плачевно невыразительной.

Между тем, в этом сезоне битва на поле мюзикла развернется нешуточная. Уже в сентябре у «Голливудской дивы» появятся два потенциальных конкурента: «Вестсайдская история» в Балтийском доме и «Мастер и Маргарита» в Мюзик-Холле.

Михаил Садчиков-младший
Фото: Михаила Садчикова-младшего и Пресс-службы Театра музыкальной комедии

Мальчик, который порвал континуум: современное прочтение повести «Сто лет тому вперед»

Написанная в 1978 году Киром Булычевым повесть из цикла о супердевочке Алисе Селезневой сначала легла в основу культового телефильма Павла Арсенова «Гостья из будущего», а теперь стала поводом для полнометражной интерпретации. Алиса Селезнева и Коля Герасимов превратились в одиннадцатиклассников, живущих в 2124 и 2024 годах, соответственно, а главное драматургическое новшество состоит в разъяснении загадочной личности Алисиной мамы, мелькающей у Булычева эпизодически.

Статьи

>