В круге света: на ком остановил свой луч «Золотой Софит-2014»

21 августа 2014, 10:45
Версия для печати Версия для печати

Номинанты высшей петербургской театральной премии «Золотой софит – 2014», объявленные некоторое время назад, активно обсуждаются сообществом. «Фонтанка» проанализировала итоги работы городских экспертов, прикинув, какие и у каких номинантов есть шансы получить награду, а также поразмышляла, кто не попал в список и почему.

Музыкальный театр — опера; оперетта/мюзикл

Выбор экспертов «Золотого Софита» в области музыкального театра при всем желании нельзя назвать предвзятым или необъективным. Экспертному совету в этом году почти удалось объять почти все самое интересное и заслуживающее внимания, случившееся на оперной сцене Петербурга. Рассмотрим претендентов на высшую театральную премию Санкт-Петербурга подробнее.

На звание лучшего спектакля в оперном театре претендуют четыре постановки: «Не только любовь» Родиона Щедрина (режиссер Юрий Александров, театр «Санктъ-Петербургъ Опера»), «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова (режиссер Андрей Могучий, Михайловский театр), «Троянцы» Гектора Берлиоза (режиссер Яннис Коккос, Мариинский театр) и отчего-то щедринский «Левша» (режиссер Алексей Степанюк, Мариинский театр), приплывший к нам из сезона 2012-2013. Это обстоятельство значительно усложняет работу экспертов. Если выдвижение «Троянцев» на «Софит» можно в значительной степени рассматривать как протокольный реверанс в сторону «большой» постановки, становящейся все более редким гостем в наш век торжества камерности на сцене, то работы Александрова и Могучего сами по себе являются достойными конкурентами, и прошлогодний «Левша» – роскошный, самобытный спектакль – здесь может спутать все карты. Добавим, что в список претендентов не попал «Трубадур» Пьера Луиджи Пицци — и вот это странно.

Шансы на победу «Царской невесты» наиболее призрачны. Председатель экспертного совета в разделе музыкальных театров Надежда Маркарян, комментируя список номинантов, отметила не только большое количество интересных решений и режиссерских ходов Андрея Могучего, но и некоторую недосказанность и незаконченность постановочных замыслов. «Левша», поставленный к открытию Мариинского-2 и к юбилею маэстро Гергиева, вобрал в себя все технические возможности Новой сцены, блистал великолепными актерскими работами и безукоризненным музыкальным сопровождением. Досадно, что именно этот спектакль противостоит интимной, веселой, но и с большим смыслом «Не только любви» Александрова. Вполне возможно, что камерным картинам колхозной жизни предстоит уступить эпическому «Левше» – кажется, именно для такого случая эксперты «Софита» номинировали сразу двух исполнительниц главной роли в спектакле «Не только любовь» – Ларису Поминову и Елену Еремееву в роли Варвары. Надежда Маркарян объяснила такое редкое внимание тем, что обе исполнительницы создают настолько разные образы влюбленного председателя колхоза, что и конкретные спектакли получаются в итоге совсем разными.

Помимо артисток из «Санктъ-Петербургъ опера» в номинации «Лучшая женская роль в оперном спектакле» также представлены Татьяна Сержан (Леонора в «Трубадуре» Пьера Луиджи Пицци, Мариинский театр), Асмик Григорян (Сента, «Летучий голландец», Михайловский театр — также «гостья» из сезона 2012-2013) и Екатерина Семенчук (Дидона, «Троянцы», Мариинский театр). Без сомнения, работа Екатерины Семенчук произвела огромное впечатление, но как в итоге карты лягут, предсказать трудно: эксперты могут морально поощрить и недавно вошедшую в труппу мариинского Татьяну Сержан, и литовскую певицу Асмик Григорян.

Расстановка сил в номинации «Лучшая мужская роль в оперном спектакле» гораздо более ясна. Александр Кузнецов после исполнения роли Грязного в «Царской невесте» буквально проснулся звездой: образ влюбленного опричника был не только блестяще создан, но и вдохновенно, ярко пропет. Такой же удачной работой стал Левша Андрея Попова в одноименной постановке Мариинского театра — выбор сделать сложно, но, возможно, что в пользу Кузнецова сыграет опять-таки временной фактор: все-таки «Царская невеста» гораздо более свежая постановка. На этом фоне шансы Владислава Мазанкина (роль Володи Гаврилова, «Не только любовь») выглядят наименее предпочтительными.

Среди оставшихся претендентов на «Софиты», которые могут быть вручены спектаклям в жанре оперы и оперетты/мюзикла, назовем Александра Орлова и Ирину Чередникову (сценография и костюмы к «Левше») и актрису театра «Карамболь» Юлию Надервель, запомнившуюся по роли Нинет в спектакле «31 июня» – ей будет оппонировать Ольга Лозовая (роль Мадам Пендрик, «Женихи», Театр Музыкальной комедии). В номинации «Лучшая мужская роль в оперетте и мюзикле» будут соревноваться три артиста из театра Музыкальной комедии — Евгений Зайцев (Чаплин в одноименном спектакле), Вячеслав Штыпс (Жюль, «Десять невест и ни одного жениха») и Игорь Ерёмин (Маркёр, «Женихи»). Сам по себе лучший спектакль в жанре оперетты/мюзикла эксперты «Золотого Софита» в этом сезоне предпочли не называть. Специальный приз Экспертного совета с формулировкой «За многолетнюю успешную работу с хором» был присужден главному хормейстеру Мариинского театра Андрею Петренко.

Драматический театр

Вопросов к выбору претендентов на «Софит» в драме значительно больше. Здесь почти кондиционным выглядят только актерские номинации. Так, за приз в разделе «Лучшая женская роль» с великой Алисой Фрейндлих, сыгравшей свою тезку в «Алисе» – сложнейшем структурно и рубежном для БДТ спектакле Андрея Могучего – поборются вполне достойные актрисы, создавшие свои образы и в самом деле на уровне: Елена Калинина, сыгравшая мадам Бовари в одноименной работе Андрея Жолдака в Русской антрепризе им. А.А.Миронова, Анна Ковальчук, раскрывшаяся напредсказуемо, ярко и содержательно в роли тургеневской помещицы Натальи Петровны, безнадежно влюбленной в учителя своего малолетнего сына. Наконец, в этом же списке совершенно заслуженно оказалась совсем молодая Мария Шульга, покорившая (и не только жюри «Софита») в образе леди Макбет на сцене «Балтийского дома» в не самом лучшем спектакле – российском дебюте фламандца Люка Персеваля по мотивам Шекспира. Встать в этот ряд просто должна была Елизавета Боярская, выдающимся образом сыгравшая Варю в додинском «Вишневом саде», но нелюбовь экспертов Петербурга к этой уникальной, отважной и феноменально трудолюбивой молодой актрисе доходит до патологии, которую мы здесь обсуждать не станем – не место.

С претендентами-мужчинами тоже всё более-менее очевидно, хотя они и чуть менее ярки. По-своему хороши и Сергей Перегудов, переходящий вместе с собразом Ракитина на возрастные роли, и Евгений Баранов в роли Алексея Каренина – тут надо отдать должное режиссерам, соответственно, Юрию Бутусову и Юрию Цуркану, сами по себе парадоксальные назначения открыли актерам новые творческие перспективы. И совсем уж творческим прорывом выглядит работа артиста МДТ – Театра Европы Владимира Селезнева, сыгравшего профессора лингвистики Хигинса не научным чурбаном, а поэтом и магом человеческой речи. И опять-таки оригинальная задача режиссера вывела артиста на новый уровень поисков. В этом списке явно не хватает Леонида Алимова, сильно сыгравшего Макбета, вопреки, а не благодаря режиссуре, что превратило его работу в буквально титанический труд, происходящий на глазах у зрителей. А уж как эксперты умудрились обойтись без Игоря Черневича в роли Гаева в «Вишневом саде» Льва Додина – и вовсе не объяснить. Пожалуй, этот «Софит» войдет в историю недооцененными мужскими работами. Хотя в этой номинации, в отличии от женской, интрига сохранится до последней минуты.

В номинации «Роли второго плана» также ощущается дефицит: тут есть Ксения Каталымова (в спектакле «Алексей Каренин» Юрия Цуркану в Русской антрепризе), есть Олег Рязанцев за роль непривычно мудрого Пети Трофимова и есть Юрий Елагин за собирательную и демоническую роль слуги Макбета, некоего Леннокса в «Макбете» Персеваля. Но нет Дитятковского (замечательно сыгравшего полковника Пикеринга), нет Сергея Дрейдена (гранциозного парадоксолиста папаши Дулитла в том же спектакле), не отмечены серьезные работы молодых артистов в спектакле «Этюд-театра» «Натюрморт в яме» Алессандры Джунтини – как минимум, роли Владимира Карпова и Полины Медведевой. Нет отличных работ артистов стажерской группы МДТ в спектакле «Наш класс»: не понимаю, как можно было не оценить Дану Абызову, того же Олега Рязанцева, Екатерину Клеопину, Александра Быковского, Уршулу Малку, невероятно убедительно говорящих со сцены о ключевой проблеме сегодняшнего общества – нетерпимости.

И уж совсем странной выглядит номинация «Лучший актерский ансамбль», подтверждая закрепившуюся за ней, увы, репутацией «утешительной». Тут единственным условным попаданием можно считать лишь девчачий ансамбль из спектакля «Вспоминая моих несчастных putas…» Екатерины Гороховской в «Мастерской». Крайне странно смотрится среди потенциальных лауреатов «ансамбль», где из трех названных человек двое играют в очередь: речь о спектакле «Ты, я…» театра Балтийский дом. Наконец, если чего и не хватает «Графоману» Александра Баргмана, так это простроенного партнерства главных героев в исполнении Сергея Бызгу и Анны Вартаньян (как вы догадываетесь, именно они в качестве "ансамбля" претендуют на «Софит»). Хотя, если какой спектакль и должен появиться в этой номинации, так это замечательный прежде всего своим ансамблем упоминавшийся уже «Наш класс», поставленный режиссером Малого драматического театра Натальей Колотовой.

Катастрофически нелепой выглядит идея выделить негосударственные театры в особый раздел – оценивать искусство по принципу финансирования все равно, что признавать, что от количества вложенных денег зависит вдохновение и талант. Работы, помещенные в эту «резервацию», вполне могли бы конкурировать со спектаклями театров, имеющих регулярное финансирование города или министерства. Речь, например, об интересной и оригинальной работе Романа Габриа «Андрей Иванович возвращается домой» и о яростном и актуальном спектакле по письмам народовольцев «Жизнь за царя» Джулиано ли Капуа. С остальными номинантами всё менее очевидно, ну так значит, не пришло время, дорастут еще. Или не дорастут – но это уже другой разговор.

Наконец, добрались до режиссерских номинаций. Тут посоревнуются Лев Додин, Григорий Дитятковский, Андрей Жолдак и отчего-то Люк Персеваль, поставивший у нас, как уже говорилось, один из самых неудачных спектаклей в своей карьере. И уж в этом случае выдвинуть Персеваля и не выдвинуть Андрея Могучего, выполнившего при постановке «Алисы» одну из самых сложных задач за весь свой режиссерский путь – наладившего связь времен и превратив взаимодействие эпох в собственно конфликт спектакля – странно вдвойне.

Номинации «Драматические спектакли» – малой и большой формы – просто перечислим. Так как все вопросы фактически заданы выше. За статус лучшего камерного спектакля поборются «Алиса» БДТ, «Мадам Бовари» Русской антрепризы, «А.С.Пушкин. Дубровский» Пушкинской школы, «Ю» Небольшого драматического театра и «Пигмалион» Приюта комедианта. Спектакли настолько разные по стилю, форме и режиссерским приемам, что без четких критериев, с которыми у «Софита» серьезные проблемы, остается лишь сделать выбор делом вкуса, что, очевидно, и произойдет.

С большой формой попроще. Тут столкнутся «Вишневый сад» МДТ, «Макбет» Балтдома, «Все мы прекрасные люди» Театра им. Ленсовета и «Графоман» Театра им. Комиссаржевской. Если оценивать спектакль как художественное целое, а данная рубрика как раз такой подход и предполагает, то соревноваться с «Вишневым садом» объктивно большого мастера Льва Додина попросту некому.

Как ни печально, приходится признать, что для экспертов петербургской театральной премии «Золотой софит» молодежь – по-прежнему на периферии театрального процесса, принцип «всем сестрам по серьгам» так и доминирует над другими, рождая нелепые компромиссные решения, а неприязнь по личному признаку просто-таки настораживает. Ну и по поводу критериев, как уже говорилось, остаются, увы, большие вопросы. 

Евгений Хакназаров, Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»
 

37 000 поражающих элементов и раскуроченный холст: как в Русском музее восстанавливали работы из Таганрога

В Мраморном дворце открылась выставка живописи, графики и одной скульптуры из Таганрогского художественного музея «Спасённые шедевры. Русский музей — Таганрогу». Петербургские реставраторы трудились восемь месяцев после ракетной атаки по южному городу 28 июля 2023 года.

Статьи

>