Поживем – увидим: Пять главных событий петербургской театральной осени

Театральный сезон 2013-14 был богат на события не только эстетического свойства. В общем и целом тенденции таковы: театр обрел гражданский и даже политический голос и пошел в массы (в Москве гораздо более ощутимо, чем в Петербурге), на что власти не замедлили отреагировать истерично и нелепо. Вопрос цензуры сегодня уже, увы, не вопрос. Но это вовсе не значит, что театр обречен на застой. Возможно, совсем наоборот.
Измененный «Закон о языке РФ» (в простонародье – «Закон о мате»), роспуск авторитетных экспертных советов по современному искусству при Министерстве культуры РФ и замена их на явно некомпетентные, появление (пусть даже в черновом варианте «Основ государственной политики в сфере культуры») лозунга «Россия – не Европа!», а также постулата о том, что культура должна обеспечить авторитет власти, клинические выступления ряда депутатов и одного телеведущего центрального канала, требования от художников подписывать письма в поддержку действующей политики и факты поддельных подписей – лишь немногие малоприятные факты, мягко говоря, не стимулирующие позитивные настроения в творческой среде. Не сказать, чтобы все поголовно художники при этом вели себя смело и единодушно – факты самоцензуры тоже имеются, но есть и вполне достойные проявления поддержки. Скажем, московский «Театр.Doc» открыл сезон исключительно на средства друзей. Непродуманность большинства проявлений мгновенно обнаруживается: скажем Госдума начнет свою работу с дискуссии о том, как смягчить «Закон о мате», который в существующем виде парализует работу отечественных кинофестивалей. В конце сентября президентом должен быть подписан документ об основах госкультполитики, который вряд ли радикально изменит ситуацию.
И не то, чтобы театры в связи со всеми этими событиями впали в стопор и депрессию, многие даже высказываются в том духе, что теперь нас точно ждет грандиозный расцвет, как в советские времена. Однако наступающий сезон явно станет диагностичным: инерции прошлого хватит разве что на осень. А дальше театру надо будет как-то приноравливаться к новым условиям взаимодействия с властями. Такой вот не слишком позитивный сложился фон для начала сезона. Что не отменяет замечательных театральных событий, которые ждут нас всех буквально в ближайшее время.
1. Открытие исторического здания БДТ им. Г.А.Товстоногова: конец сентября
Здание на Фонтанке, 65, недоступное для зрителей с января 2011 года, на данный момент отреставрировано, отремонтировано и технически перевооружено. Театр переезжает. В кассовый зал зрителям можно войти уже сейчас и приобрести билеты на спектакли Каменноостровского театра и уникальный летний проект БДТ «Remote Петербург». В большом зале осталось только повесить занавес. И это поистине ритуальный процесс – занавес (сотни метров материи) собирается/драпируется непосредственно на сцене, так что в театр его привозят только после того, как сама сцена совершенно свободна от пыли: бархатом проверяют, есть на сцене пыль или нет. Занавес должен появиться к моменту сбора труппы, который художественный руководитель БДТ Андрей Могучий проведет 2 сентября – объявит планы на сезон. Сразу после этого начнутся репетиции открытия, намеченного на конец сентября (точная дата зависит от графика первых лиц государства). В создании подобных перформансов Могучему, пожалуй, нет равных в России, да и в мире найдется немного. Достаточно вспомнить открытие Александринки, церемонию вручения премии «Европа – Театру» на этой же сцене, когда сам главный лауреат Петер Штайн начал свою речь с того, чтоб поблагодарил Андрея Могучего за мизансцену, придуманную специально для него, или церемонию вручения «Золотых масок» в Цирке на Цветном бульваре. Подробности церемонии открытия БДТ, разумеется, хранятся в строжайшей тайне. Так что интрига сохранится до последнего момента.

Фото: Ксения Потеева
А вот художественная программа развития театра известна и широко декларируется: она носит название «Эпоха просвещения» и предполагает, что театр будет открыт в утренние, дневные часы, а также не будет закрывать двери сразу по окончании спектакля. В противовес «Торгово-развлекательным центрам» возникнет центр театрально-развивающий: в различных пространствах БДТ будет не только функционировать музей и кафе, но и проводиться мастер-классы, встречи, выставки, реализовываться творческие программы – в том числе, и для подростков, новых зрителей, которых театр прежде должен выпестовать в своих стенах. Показательно, что первой премьерой Андрея Могучего на исторической сцене станет "Что делать?" по роману Н.Г.Чернышевского – репетиции уже начались. Параллельно руководитель Педагогической лаборатории БДТ Борис Павлович проведет со школьниками серию творческих акций на тему "новых людей" сегодня.
2. Фестиваль актуальных кукол: 19 – 23 сентября
Большой театр кукол затеял БТК-фест – международный фестиваль кукольных театров. Приедут театры из Бельгии, Италии, Франции, Великобритании, Финляндии, Кореи, Литвы, Израиля, Белоруссии и России. Идея фестиваля в том, чтобы представить публике все возможности театра кукол, включая спектакли для взрослых – прежде всего, межжанровые постановки – эстетический микст из элементов мультимедиа, хореографии, цирка, визуального искусства. На четырех площадках под крышей Большого театра кукол можно будет увидеть «Гамлета» глазами могильщиков, старика с деревянной головой в стиле японского театра «Бунраку», произносящего зажигательный монолог, удостоенный Fringe First Эдинбургского фестиваля, неаполитанского Пульчинеллу, историю женщины, унесшейся в своих мечтах на голливудскую фабрику грез, где её фантазии неконтролируемо трансформируются в хичкоковский черно-белый хоррор. В программу фестиваля также входит премьера главного режиссера БТК Руслана Кудашова «Книга Иова» – замыкающая его библейскую трилогию, и многое другое.

Blind summit, Великобритания
Фото: Большой театр кукол
За программу в ответе один из самых серьезных в России экспертов по кукольному театру Анна Иванова-Брашинская. Ей принадлежит идея показать безграничные возможности театра как такового.
3. Премьера «Воспоминания будущего» и Восьмой международный фестиваль «Александринский» в Александринском театре: 19 сентября – 26 октября
Восьмой международный фестиваль «Александринский» в год 200-летия Лермонтова откроется премьерой по пьесе «Маскарад» – и это событие весьма интригующее. Поскольку с помощью новейших технологий в этой постановке Валерия Фокина будут воссозданы элементы «Маскарада» Всеволода Мейерхольда, осуществленной в феврале 1917 года и ставшей последней громкой премьерой Российской Империи. Ведущий артист труппы Льва Додина, народный артист России Петр Семак в очередь с артистом Александринки Дмитрием Лысенковым сыграют не просто Арбенина, а легендарного Юрия Юрьева в роли Арбенина. И это беспрецедентный на сегодняшний день эксперимент по воссозданию романтического театрального стиля. Что, по словам Фокина, совершенно не исключает связи с современностью.

Ведущий артист труппы Льва Додина Петр Семак (на фото в роли Ставрогина в спектакле "Бесы") в "Маскараде" Фокина в Александринке сыграет Арбенина)
Фото: Пресс-служба МДТ-Театра Европы/Виктор Васильев
Программа фестиваля тоже весьма впечатляет. В афише – два спектакля руководителя венгерского Национального театра Аттилы Виднянского, «Сон в летнюю ночь» шекспировского театра «Глобус», спектакль руководителя польского театра «Народовы» Яна Энглерта по пьесе Ханоха Левина, а также две работы Марата Гацалова, нынешнего творческого лидера экспериментальной Новой сцены Александринки: «Сказка о том, что мы можем, а чего нет» Московского художественного театра – мистический триллер о буднях российской полиции в невероятным образом организованном пространстве и премьера по мотивам последнего романа Владимира Сорокина «Теллурия».
4. XXIV Международный фестиваль «Балтийский дом»: 25 сентября – 13 октября
В юбилейный шекспировский год этот старейший петербургский театральный форум проходит под девизом «Шекспировские страсти». И это вовсе не значит, что в афише вы обнаружите лишь постановки пьес британского барда. Театр уточняет, что выбирал постановки, соответствующие по силе драматического напряжения шекспировским.

Фото: Балтийский дом
В список в итоге попали замечательные режиссерские имена. Итак, Эймунтас Някрошюс привезет премьеру по «Книге Иова»; его соотечественник и любимец петербургской публики Оскарас Коршуновас покажет две работы – чеховскую «Чайку» и моноспектакль Юозаса Будрайтиса «Последняя лента Креппа»; великий комбинатор, итальянец Пиппо Дельбоно представит «Орхидею» – микст из «Ромео и Джульетты», «Гамлета» и текстов современников; легендарный режиссер, развивающий идеи театра жестокости Корнель Мундруцо (Венгрия) покажет «Деменцию», вторую часть трилогии «Суицид»; не менее легендарный экспериментатор Ромео Кастеллуччи (Италия) впервые посетит Петербург – покажет спектакль «Юлий Цезарь. Отрывки». Из Москвы приедет давний друг фестиваля Кама Гинкас – в его спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» нам предстоит увидеть совершенно неожиданную Елизавету Боярскую, уже получившую за эту роль престижную награду «Хрустальная Турандот». Ожидается также первое выступление в России китайского драматического театра из Пекина. Сам «Балтдом», кроме «Макбета» Люка Персеваля, покажет «Вестсайдскую историю» Бернстайна – «Ромео и Джульетту» XX столетия, повествующую о бандах Нью-Йорка. И это еще не полная афиша. Некоторые имена «Балтийский дом» еще намерен открыть петербургской театральной публике.
5. Фестиваль Молодежного театра на Фонтанке «Эрик-Эммануэль Шмитт в Петербурге»: 9 – 14 ноября
Дружба Молодежного театра с одним из самых популярных у публики и востребованных театром авторов современности, Эрика-Эммануэля Шмитта, француза с бельгийскими корнями, писавшего пьесы для Жана-Поля Бельмондо и Изабель Юппер, началась с подготовки спектакля «Четыре танго о любви»: так случилось, что режиссер Сергей Морозов оказался первым, кому мсье Шмитт доверил написание инсценировки по своим текстам.

Эрик-Эммануэль Шмитт
Фото: Молодежный театр на Фонтанке
Теперь драматург не просто приедет на премьеру, но и представит свою сценическую работу в необычном жанре «спектакль-лекция» – «Тайна Кармен» о феномене композитора Жоржа Бизе с участием солистов Мариинского театра и симфонического оркестра Санкт-Петербургской государственной Капеллы, устроит обсуждение совершенно новой пьесы под названием «Что, если начать сначала» (эскиз готовят артисты Молодежного театра), а также покажет собственный кинофильм по одному из самых известных своих произведений «Оскар и Розовая дама» (Канада, Бельгия, Франция, 2009; автор сценария и режиссёр – Э.-Э.Шмитт), хорошо известному петербуржцам по спектаклю Театра им. Ленсовета с великолепной Алисой Фрейндлих. В рамках фестиваля будет организован минифест, включающий в себя исключительно постановки по произведениям Э.-Э. Шмитта: уже названные «Четыре танго о любви» Молодежного театра на Фонтанке, «Libertin» Московского театра на Малой Бронной, «Фредерик, или Бульвар преступлений» Санкт-Петербургского Театра им. Ленсовета.
Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

15 телесериалов апреля: новые «Одни из нас», «Черное зеркало», «Андор» и «Беспринципные в Питере», — выбор «Фонтанки»
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 02 апреля 2025 - «Меня заставили». Владимир Кехман рассказал, как поставил «Богему» в Михайловском театре
- 01 апреля 2025 - В квартире Введенских появится Музей ОБЭРИУ, там нашли рисунки
- 01 апреля 2025 - Книжный союз, Буквоед, Ozon, Литрес и MyBook назвали, что и зачем читали россияне в 2024 году
- 31 марта 2025 - «Петергоф» объявил даты пуска фонтанов и весеннего праздника
- 28 марта 2025 - 12-летней исполнительнице песни «Сигма Бой» предложили стать консультантом Росмолодежи
Статьи
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».
-
26 марта 2025, 21:00Эрмитаж открыл новую выставку в Галерее графики Зимнего дворца — «Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века». Это следующий шаг за графикой немецкой, cтаронидерландской и итальянской, что музей показывал в предыдущие месяцы. Выставку можно смотреть до 13 июля, удивляясь переплетениям известных судеб, литературных и художественных произведений и крупных исторических событий, свидетелями которых становились эти тонкие и хрупкие листы бумаги.