Увидеть Марс и не умереть: XV «Старкон» в Ленэкспо

14 июля 2014, 23:58
Версия для печати Версия для печати

В Ленэкспо прошел XV Российский международный фестиваль поклонников фантастики «Старкон» – двухдневный межгалактический сейшн любителей «Звездных войн», «Вавилона V», анимэ – а также (чего ни бывает?) фундаментальной науки. 12 лет «Старкон» проводился в Москве, а перебравшись в Петербург, набрал третью космическую скорость и оторвался. По полной.

Велик твой зверинец, Господи!

«Старкон» равняется на Комик-кон – тот самый, который больше 40 лет проходит в Сан-Диего (США). У них на фестиваль приезжают с лекциями, в частности, создатели спецэффектов для голливудских блокбастеров и нерядовые сотрудники НАСА; у нас в этом году были, в частности, фантасты Генри Лайон Олди (в миру – Громов и Ладыженский), создательница «Волкодава» Мария Семенова и космонавт с гагаринским обаянием Андрей Борисенко.

Как пояснял генеральный продюсер «Старкона» Игорь Пылаев (он и перетащил фантастический фест из Первопрестольной в Культурную), одной из задач было – приблизить фестиваль к обычным землянам. К тем, кто не в курсе перипетий и хроник «Звездных войн», «Звездного пути», «Вавилона-5», «Игр престолов» и прочих и прочих. Разрешить стыковку нам – тем, кто вместо штудирования комиксов «Марвел» тратил свою жизнь на бог знает что. Пространство 7-го павильона «Ленэкспо» было поделено на ангары-секции-зоны, каждая из которых была такой-то Галактикой, можно было пришвартоваться и задавать самые тупые вопросы. Обитатели Галактики нос не воротили, излагали тебе историю своей малой родины с таким пылом, будто вербовали в какой-нибудь 501-й легион клонов.

Первой мыслью при входе в «Ленэкспо» было восхищенное «Велик зверинец твой, Господи!»: тут и я, корреспондент, и Железный человек (несколько), и Чубакка, и Человек-паук, и дух из мультфильма Миядзаки, и сонм прочих товарищей, которых не знаю. Ветвистые рога, скорпионьи конечности, вампирьи крылья, – если взгляд упирался в кого-то, облаченного в обычную «гражданскую одежду», казалось, что этот кто-то издевается. Многие барышни были одеты так, чтобы пробудить фантазию и дать ей разгуляться. К вечеру второго дня фестиваля при виде Хана Соло хотелось броситься к нему с воплем «Свой! Солдатик!». Человек, как-никак.

Возраст публики – вокруг двадцати. Но были и дети (некоторые – еще в животах у мам, беременные не сочли фестиваль травмирующим психику) и мужички лет от сорока. Кто-то лихо въехал на инвалидной коляске.

Все гомонило. В одной зоне дяденька на манер «Авраам-родил-Исаака–Исаак–родил–Иакова…» вещал про эволюцию компьютерных игр. К другой стояла очередь стремящихся попробовать последние версии стрелялок. В отсеке «Буквоеда» ждали Марию Семенову. В другом – на все желающие лица наносили фантастический марафет. В третьем собирали лего Человек-паук лет семи, обычная девочка лет восьми и совсем уж обычный парень лет за двадцать, и отгадайте, кто смотрелся страннее. На главной сцене представители разных миров устраивали дефиле.

Еще на сайте фестиваля организаторы предупреждали: «Сдача всех электронных устройств в камеру хранения является обязательным условием посещения зала». В смысле – кинозала. Там чередой шли «Тор», «Голодные игры», «Мстители», презентации грядущих премьер, но главное – организаторы выхлопотали право показать еще до российской премьеры «Планету обезьян. Революцию».

Как попасть в космос без мучений

Наибольшее количество скучно одетых, вроде меня, наблюдалось на втором этаже, на научной конференции «Парсек». Это тоже питерская затея. В прошлом году организаторы впервые устроили в этом вавилонском столпотворении этакий островок доказательной науки. «Кто одержим научной фантастикой, имеют все шансы приблизить будущее, – оповестил ответственный за научную часть Яков Сомов. – К примеру те, кто смотрели Star Trek в 60-x — позже работали в НАСА, а те кто занимается робототехникой, в немалой своей части пришли в неё благодаря Азимову». В этом году Сомов вместе с Федерацией космонавтики запустил аж в двух залах параллельно идущие нетривиальные лекции и был доволен – при этом многим хотелось его стукнуть, потому что вольнослушатель чувствовал себя обезьяной из анекдота: хотелось и к умным и к красивым.

В «научном отсеке» фантастического было не меньше, чем в остальном пространстве «Старкона». Насчет выступления инженера Александра Шаенко устроители предупреждали: «Осторожно, лекция вызывает тягу к освоению космоса». А то: Шаенко – из тех, кто создавал первый российский частный космический спутник DX1, он на днях стартовал.

Александр Хохлов, еще будучи сотрудником РКК «Энергия», прорывался в отряд космонавтов, а сейчас со знанием дела предупреждал: если у вас тату или пирсинг – забудьте о космосе; психологи при отборе зарубят вас как обладателя ненадежной психики. В 2012 году в России было эпохальное событие: первый открытый набор в отряд космонавтов (прежде брали только из сотрудников РКК «Энергия» и военных летчиков). Но было подано только 300 заявок. А в США в аналогичный отряд было подано 9 тысяч заявлений. Среди причин этой «разницы» есть и скучная: НАСА само оплачивает подробный дорогущий медосмотр, а наши энтузиасты сами собирают справки. И ладно бы все в деньги упиралось (мечта того стоит), – небогатые люди не могут себе позволить досуг вроде дайвинга и прыжков с парашютом, – соответственно, в будущий отряд космонавтов проходят молодые директора всяких фирм и айтишники с несредней зарплатой. Правда, у них слабовато по части знаний о космосе.

Виталий Егоров, известный в интернете как «Зеленый кот» (Zelenyikot), рассказывал, как, и не мучая себя, можно оказаться причастным к космическим программам. Надо заняться космическим бизнесом. Так поступили граждане разных стран, когда-то проглотившие тонны фантастики и к своим теперешним 40-60 годам заработавшие сотни миллионов долларов. 60-летний Деннис Тито, первый космический турист, купил полет за 20 млн. долларов, полетел на МКС на нашем «Союзе», слегка стукнулся о стенку космической станции, но вернулся довольный и сейчас продвигает проект «Вдохновение – Марс»: собирается устроить в 2018 году полет до Марса, хоть и без посадки.

700 добровольцев – на Марс

Роберт Бигелоу, тоже богач, планирует строить гостиницу на орбите. Надувную. Уже запустил два беспилотных образца – с помощью российско-украинской ракеты-носителя (по нашему – «Днепр», по-НАСАвски «Сатана»), дабы отработать технологию. НАСА поощряет, уже создается небольшой надувной модуль для МКС, пока не для жизни, а как тестовая лаборатория.

Еще один проект, эксцентричный, но поддержанный кинорежиссером Джеймсом Кэмероном и создателями Гугл (по определению людьми толковыми) – Planetary Resources: добыча полезных ископаемых из астероидов.

43-летний Илон Маск, инженер и предприниматель (а также прообраз «Железного человека» в исполнении Дауни-младшего), сообщил: «Я хочу умереть на Марсе и не от удара о поверхность». Собирается основать на Марсе колонию. И впору бы повертеть пальцем у виска, но рука не поднимается: мужик уже столько сделал.

Впрочем, не на Маска одна надежда. Есть еще проект Mars One, затеянный голландцем Ландсдорпом: тот собирает первых добровольцев-поселенцев на Марс. Милая барышня Настя Степанова, журналистка и пиарщик, оказалась после отбора в числе 700 кандидатов. Сама поражается тому, что еще ничего не сделала – а уже прославилась: «Как понизилась планка! Теперь героизмом считается не то, что ты что-то великое сделал, а то, что вызвался». Но тут и впрямь не без героизма, пусть и теоретического. Проект «Марс один» – это «уан вэй тикет». Билет в один конец. Колонизаторы поедут без перспектив вернуться на Землю.

Еще один лектор, Святослав Морозов, даром что тоже был кандидатом в космонавты, себя «на слабо» проверил на Земле. Там, где по экстремальности условия не намного мягче космических. В Антарктиде, на станции «Восток». Полтора года там обитал. Сухой воздух, кислородное голодание. Жаркий сезон – это минус 30-35, но это всего два месяца, а потом – под минус 90. Святослав научился определять температуру, хм, на глазок. Помните, как у вас на морозе язык к железным качелям прилипал? Вот если у вас глаз к объективу фотоаппарата прилипает – это примерно минус 70.

На десерт был подробный разбор оскароносного фильма «Гравитация» – от того же Александра Хохлова. Хохлов вынес за скобки всеобщую и свою симпатию к режиссеру Куарону – и от души прогулялся по «ляпам» фильма. От пожара на МКС (в тех условиях пламя иное) до спускаемого аппарата с люком не наверху, а сбоку (младенцу ясно, что в боковой люк приводнившегося аппарата тут же хлынет вода; что с Сандрой Буллок и произошло). Прогулка по «ляпам» заняла почти столько же времени, сколько сам фильм Куарона. Вы сможете этими нестыковками насладиться: эта лекция, как и прочие, будут выложены на портале «Лекториум» – lektorium.tv.

Анастасия Долгошева, специально для «Фонтанки.ру»

 

 

Символ власти от Возрождения до Хусейна. Эрмитаж отреставрировал и показывает «Вавилонскую башню»

В Аполлоновом зале Зимнего дворца до 2 июня можно посмотреть небольшую, но интересную выставку «… и сделаем себе имя...». Она знакомит с итогами реставрации картины «Вавилонская башня», привезенной после Великой Отечественной войны из Германии, а также с экспонатами, раскрывающими канонический сюжет с разных сторон. Помимо самой работы, доселе неизвестной широкой публике и изображающей башню не такой, как обычно, посетители музея узнают, где Вавилонская башня стояла в реальности, как выглядела на самом деле, и почему в XVI-XVII веках в Европе на нее распространилась такая мода, что башню можно было увидеть в каждом богатом доме.

Статьи

>