Манифеста? Идите на запах!

27 июня 2014, 01:53
Версия для печати Версия для печати

Главное событие культурного сезона на пороге: уже завтра, в субботу, 28 июня все желающие смогут увидеть работы европейских художников, собранные и представленные биеннале современного искусства Манифеста 10. Журналистам удалось чуть раньше увидеть экспозицию, разместившуюся как в здании Генерального штаба, так и в Зимнем дворце. В двух словах об увиденном: в Петербург привезли то, что, по-видимому, актуально, весьма интересно, и порою — весьма забавно. Впрочем, подумать тоже есть, о чем.

Манифеста 10 началась пусть с ожидаемой, но все равно сенсации: директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский сообщил на пресс-конференции о том, что полотна Анри Матисса (записанного в участники Манифесты), разместившиеся в пяти залах на четвертом этаже здания Генерального Штаба, отныне будут экспонироваться только там и назад в Зимний дворец не вернутся. Более того — со временем в Генеральный Штаб переедут работы Пикассо и собрание импрессионистов. «Здание реконструировалось специально для этих целей», – отметил Пиотровский.

Манифеста 10, ставшая частью плана развития Эрмитажа как современного музея, по сути, является и проверкой на прочность самой идеи пригласить биеннале в Петербург. Михаил Пиотровский, не забыв поблагодарить городские власти за участие, отметил, что все, что представлено на Манифесте, не нарушает законов РФ. Назвав биеннале «очень умной» выставкой, Пиотровский признал, что организаторов ждет «большое испытание — как это все уживётся, насколько мы внесём в городское пространство фестивальный дух». Отвечая на вопрос о количестве деятелей искусства, отказавшихся от участия в манифесте 10 из-за обстановки, сложившейся вокруг Украины, многоопытный руководитель был лаконичен: «Манифеста — очень демократический фестиваль, это не Олимпийские игры».

И то верно — чего-чего, а демократичности Манифесте не занимать. Чопорные завсегдатаи Эрмитажа «из бывших» наверняка будут шокированы самим фактом присутствия некоторых экспонатов в священных стенах. Хотя, залы, отведенные в Зимнем для биеннале, еще нужно поискать: навигация выставки здесь отсутствует как таковая. «Манифеста? Идите на запах!» – говорят работницы Эрмитажа в окрестностях зала 338. Смотрительницы соседних залов работают в масках — от запаха болит голова и начинается кашель. Даже обладатели плохого обоняния не смогут не почувствовать специфической ауры разлагающегося маргарина — это экспонируется работа одного из знаковых участников Манифесты, запрещенного до сегодняшнего дня для экспонирования в России из-за вермахтовского прошлого Йозефа Бойса. Инсталляция «Экономические ценности» представляет собой группу стеллажей, на которых разложены продукты из ГДР — кофе, горошек, крупа и т. п. – по замыслу автора это и стратегический запас продуктов на случай ядерной войны, и аллегория умирания и разложения. Посетители могут засвидетельствовать, что прогорклому маслу, которым Бойс заделывал трещины на своей работе «Гипсовый блок» (она также представлена в зале), эта аллегория особенно удалась.

В расположенных по соседству залах 343 и 344, в которых когда-то жил упорхнувший Матисс, теперь выставлены работы южноафриканки Марлен Дюма и француженки, живущей в Нью-Йорке Николь Айземан. Если творчество госпожи Айземан представлено подборкой странных, но одновременно задорных картин, посвященных повседневной жизни городских жителей, то у госпожи Дюма чувствуется идея. Специально для экспонирования в Петербурге художница из ЮАР, работающая в Голландии, подготовила серию портретов тушью, объединенных в серию «Великие люди». Этим проектом Марлен Дюма делает оммаж известным гомосексуалистам, среди которых немало претерпевших от нечутких и агрессивных современников. «Законы должны защищать нас от ненависти, а не от любви!» – восклицает художница, изображая Алана Тьюринга, Николая Гоголя, Вацлава Нижинского, Сергея Дягилева, Рудольфа Нуреева. Из ныне живущих — Антон Красовский и Дмитрий Чижевский (которому прошлой осенью выбили глаз).

Много интересного найдется и в здании Главного Штаба, даже если не принимать во внимание открытые залы, заставленные какими-то приспособами, строительными ошмётками и заставляющие задуматься — не успели прибрать или перед нами произведение искусства? Вот проект «Срез» швейцарца Томаса Хиршхорна: во всю высь внутреннего двора сооружен макет обрушившегося здания. Повсюду валяются обломки, а в обнажившихся клетках-комнатах скучают предметы быта да картины, висящие на стенах убитого жилья: Филонов, Малевич, Наумов, Розанова. Подлинники, разумеется.

Голландец Эрик ван Лисхаут воссоздал фрагмент эрмитажного подвала. В фокусе внимания, конечно, знаменитые коты. Провокационные рисунки и надписи дополнены видео, сделанным в процессе реализации проекта — удовольствия просто море. Возвращает из мира современного искусства собственно к современности уголок, посвященный творчеству одного из плеяды блестящих советских фотографов, с успехом продолжающего свой путь харьковчанина Бориса Михайлова: его цикл «Театр войны» показывает нам жизнь киевского майдана. Безусловно интересен немецкий фотограф Вольфганг Тильманс, которого, без сомнения, можно считать мастером недоговорок — при этом самым парадоксальным образом содержательная часть его творений читается на раз.

Много, много всего на Манифесте 10. А будет еще больше — впереди многочисленные встречи, дискуссии, городские события (например, 28 июня в 13.00 прозвучит дополнительный выстрел пушки в Петропавловской крепости – это молдаванин Павел Браила договорился с властями о неурочном перформансе). Отдельной строкой идут мероприятия Параллельной программы биеннале, на самых интересных из которых «Фонтанка» непременно побывает и поделится впечатлениями от увиденного.

Михаил Огнев, Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»

Куда пойти 27 апреля — 1 мая: «Медный всадник» в Мариинке, новое арт-пространство и спасенные шедевры в Русском музее

В первые длинные майские выходные стоит не пропустить знаковые постановки на сценах петербургских театров, выбрать, сходить ли на фестиваль для любителей тяжелой музыки или узнать больше про танго и не пропустить открытие новых выставок.

Статьи

>