Гергиев протестировал камерные площадки Мариинки-2

26 июня 2014, 12:15
Версия для печати Версия для печати

Мариинский театр продемонстрировал журналистам возможности четырёх камерных площадок в новом здании, Мариинсокм-2. Одновременно акустику экзаменовал и сам маэстро Валерий Гергиев. В каждом зале поочерёдно выступил вокалист, сыграли квинтет деревянных духовых, брасс-ансамбль (медные духовые), камерный струнный оркестр и рояль соло. Прислушавшись к их звучанию, маэстро Гергиев вынес вердикт и распределил будущие роли между площадками.

Камерным залам в Мариинке-2 даны имена композиторов – Щедрина, Стравинского, Мусоргского и Прокофьева. Чтобы, как заметил худрук театра, "олицетворять живую связь с авторами". Тем более, добавил он, что "Родион Щедрин сегодня – здесь, в Петербурге".

Музыкантам, объяснил Валерий Гергиев, необходимо освоиться в залах, которые всё ещё остаются для многих новыми, хоть здание второй сцены и открыто год назад.

- Музыканты смогут сравнить свои ощущения, – рассказывал Гергиев. – Вопрос – как играть, как почувствовать необходимую дозировку подачи звука.

Отличаются друг от друга залы, конечно, не только названиями.

- Зал Щедрина – уже и выше, – объяснил Валерий Гергиев "Фонтанке". – Зал Прокофьева гораздо шире, эта площадка – раз в 5 больше.

Визуальные различия залов, конечно, заметны и без объяснений маэстро. Важно, что в них использованы для отделки разные материалы, и все подбирались с учётом будущего назначения сценических площадок.

- Вся отделка – это акустические материалы, – продолжил рассказывать "Фонтанке" Гергиев, показывая рукой на занавес в зале Прокофьева. – Этот занавес – тоже акустический материал. Подбирая всё это, мы думали о разных возможностях залов. Это был мой заказ. Я работал с архитектором ещё лет 5-7 назад, думая не только об основном зале, но и о тех залах, что будут сопутствовать основной работе.

Первым был протестирован зал Щедрина. Он находится в зрительской части театра, поэтому его считают наиболее востребованной из четырёх камерных площадок. Размеры сцены, количество мест, свет позволяют представлять здесь оперные спектакли в концертной версии и одноактные балеты.

- Мы открывали этот зал год назад, не зная, что лучше прозвучит – голоса, рояль или струнные, – заметил Гергиев. – первая же нота, которую взял наш тенор в зале Щедрина, показала, что зал не подвёл.

Зал прошёл экзамен по всем "дисциплинам", но особенно хорош оказался для вокала.

- Здесь будут выступать певцы, – сделал вывод Гергиев. – Первая же нота, которую спел наш тенор, убедила меня, что зал не подвёл. Певцы могут выступать во всех четырёх залах, но голос любит более сухую, ясную акустику. Духовые – они более "церковные", здесь не должно быть, как мы говорим, secco.

Медные духовые комфортнее чувствовали себя в фойе Стравинского на 3 этаже. Стеклянные стены здесь оптически увеличивают пространство. А каменные своды, даже амфитеатр зрительских рядов-ступенек – из камня, не допускают того самого secco. Хотя струнные тут тоже звучат, как выяснилось, прекрасно. Гергиев предложил музыкантам Страдивари-оркестра встать как можно дальше от зрителей – у самого окна, чтобы слушать звучание из самой дальней точки. А когда они закончили играть – попросил повторить Серенаду-вальс на бис, но – "раза в три тише".

- Да, так тоже хорошо, – кивнул он сверху, с последнего ряда.

Здесь, рассказал он, уже проходили постановки "Гран партиты" Моцарта, то есть одновременно играли 4 десятка духовых. В будущем фойе станет самой "театральной" из четырёх камерных площадок Мариинки-2.

- Музыкально-театральные программы, возможно, будут сочетаться с элементами актёрской игры, – рассказывал Гергиев о планах на фойе Стравинского. – Если там будут диванчик, 3-4 стула, столик – уже можно играть спектакль.

В зале Мусоргского особенно сильно звучала увертюра к "Хованщине" в исполнении брасс-оркестра.

- Звучала великолепно, – оценил Гергиев. – Зал Мусоргского меня поразил в самом приятном смысле.

Последним стал зал Прокофьева. Он в тестах нуждался меньше всего, потому что изначально был предназначен для выступлений пианистов. Посреди сцены стоит сокровище – новый рояль Steinway & Son's, сделанный для этого зала по спецзаказу.

- Может быть, это сегодня – лучший инструмент в России, – представил его Гергиев, сел за рояль и взял несколько аккордов.

Помимо концертного назначения, залы будут иметь ещё и образовательное. Это было заложено ещё в проекте театра, объяснил худрук, именно поэтому камерные площадки решено было "изолировать и от основной сцены, и от больших премьер". Предполагается, что днём сюда будут приводить школьников – приобщать к классике.

- В Петербурге сколько школ? Примерно пятьсот? – задал Гергиев вопрос и продолжил, не дожидаясь ответа. – А у нас будет в год семьсот спектаклей и около трёхсот акций в этих залах. Надо, чтобы все школы Петербурга прошли через Мариинский театр.

Добавим, что через 2 года Мариинке-2 предстоит стать основной сценой театра: старое здание, рассказал Гергиев, настолько давно нуждается в реставрации, что временами кажется просто опасным. Впрочем, считает худрук, первая и главная сцена будет закрыта недолго: года два, максимум – три. Гергиев уверен, что в эти временные рамки строители уложатся.

Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"

Тихо в лесу. В кинотеатрах — японская драма с сюрпризом «Зло не существует»

В российский кинопрокат вышел фильм «Зло не существует» японского режиссера Рюсукэ Хамагути, известного оскаровским хитом «Сядь за руль моей машины». «Фонтанка» уже оценила фильм, получивший «Особый приз жюри» на фестивале в Венеции, и поставила его в контекст истории кино.

Статьи

>