Житие Сергия Радонежского превратили в «арт»

На Новой сцене Мариинского театра было показано культурно-культовое представление под названием «Арт-Житие «Преподобных подвигов эпоха», посвященное 700-летию одного из самых известных русских святых Сергия Радонежского. Авторы действа утверждали, что мы становимся свидетелями особого жанра, а двухтысячный зал Мариинского театра в едином порыве отвечал на пасхальное приветствие со сцены: «Воистину воскресе!», что со стороны воспринималось как культурный сдвиг — как если бы с амвона исполнили что-нибудь разудало-залихватское.

«Он превратит молитву в фарс!» – восклицал герой фильма «Покровские ворота». В нашем случае о фарсе речи, к счастью, не идёт. Но и про «арт» говорить преждевременно: «новый жанр», представленный сценаристом проекта Алёной Поликовской, на деле оказался скучноватой вариацией литературных монтажей, которые были в ходу в советской школе: выразительное чтение под уютной настольной лампой сменялось хоровыми и музыкальными номерами, плюс немного молитв.

Ведущий вечера, медийный актер Дмитрий Дюжев поразил своими интонациями крайней степени умилительности: незабвенная тётя Валя из «В гостях у сказки» показалась бы на его фоне образцом строгости и даже суровости. Хор духовенства и женский хор Санкт-Петербургской митрополии, а также хор Санкт-Петербургской православной академии исполняли молебные пения, стихири, гимн и тропарь на фоне видеопроекций, частью которых стали рисунки петербургских школьников на заданную тематику, а известные артисты читали зрителям житие преподобного Сергия. Среди них были Анастасия Мельникова, Николай Буров, Сергей Паршин, журналист Валерий Татаров. Но больше других запомнилась Ульяна Лопаткина: во-первых, своим стильным и одновременно скромным видом, во-вторых – тем, что прочла свой отрезок текста крайне выразительно, опровергнув тем самым расхожее мнение, что балетным артистам в любом случае лучше танцевать.

Если говорить только о музыкальной составляющей вечера, то нельзя не отметить отрывок «Любовь святая» из Музыки к драме «Царь Федор Иоаннович» Георгия Свиридова, который проникновенно исполнил диакон Артемий Лебедев. Подлинное наслаждение можно было получить от исполнения молитвы «Богородице, Дево, радуйся» Альфреда Шнитке, а вот Песнь пророка Исайи «С нами Бог» Павла Чеснокова (солист Сергей Алещенко) получилась просто прескверно — даже и не знаешь, чем этот факт можно объяснить: произведение достаточно несложное.

Так или иначе, представление публике, заполнившей в этот вечер здание Новой сцены Мариинского театра и в значительной мере состоявшей из людей, регулярно практикующих посещение церкви, пришлось по вкусу, а потому любая критика окажется неуместной: целевой проект для целевой аудитории. Ничего светского, ничего театрального. Тем более, что сценические перспективы арт-жития туманны под стать первоисточнику: на брифинге авторы затруднились уточнить, когда и где еще можно будет увидеть творение их рук. Больше ясности с теми, на кого рассчитано арт-житие: сценарист Алена Поликовская отметила, что это «взрослые и думающие подростки». От себя добавим, что, скорей всего, речь идет именно о воцерковленных людях — всем прочим здесь будет малоинтересно.

Тем не менее, несмотря на специфичность материала, было заметно, что в Смольном представлению уделили особое внимание. В частности, на премьере присутствовал вице-губернатор Василий Кичеджи, который на брифинге отметил, что власть должна советоваться со святыми — и с преподобным Сергием Радонежским, в частности: это поможет в непростой современной ситуации. По просьбе «Фонтанки» господин Кичеджи попытался конкретизировать сказанное:

- Это очень серьезный, сложный и длинный вопрос. Я недавно прочитал статью очень интересного итальянского журналиста господина Кьеза, которая называется «Третья мировая война уже началась: Россия должна обороняться». Безусловно, это пророческая вещь, она о том, что в мире происходит. К сожалению, минувшие семьсот лет очень много перевернули в человеке. Тех людей, которые верят, – их еще достаточно много. И они тоже современные, как и семьсот лет назад. Я бы так ответил.

Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»

 

Символ власти от Возрождения до Хусейна. Эрмитаж отреставрировал и показывает «Вавилонскую башню»

В Аполлоновом зале Зимнего дворца до 2 июня можно посмотреть небольшую, но интересную выставку «… и сделаем себе имя...». Она знакомит с итогами реставрации картины «Вавилонская башня», привезенной после Великой Отечественной войны из Германии, а также с экспонатами, раскрывающими канонический сюжет с разных сторон. Помимо самой работы, доселе неизвестной широкой публике и изображающей башню не такой, как обычно, посетители музея узнают, где Вавилонская башня стояла в реальности, как выглядела на самом деле, и почему в XVI-XVII веках в Европе на нее распространилась такая мода, что башню можно было увидеть в каждом богатом доме.

Статьи

>