Концерт 20-х годов получил гран-при Премии современного искусства имени Курехина

06 апреля 2014, 00:57
Версия для печати Версия для печати

В Петербурге вручили ежегодную премию в области современного искусства имении Сергея Курехина. Пятая, юбилейная церемония прошла в главном штабе Эрмитажа. Вручение сопровождала музыка Курехина и видео-инсталляции, транслировавшиеся прямо на стену внутреннего двора атриума. Гран-при получил проект Петра Айду «Реконструкция утопии».

«Реконструкция утопии» – попытка, и как оказалось успешная, воссоздать не просто забытую послереволюционную музыку в рамках современного сценического пространства, но и показать нынешнему зрителю малоизвестное направление утопического авангарда.

Проект Петра Айду изначально вошел только в лонг-лист курехинской премии, однако уже в ходе голосования накануне вручения жюри единогласно поддержали «Реконструкцию утопии», отдав предпочтение именно ей.

Все лауреаты пятой премии «Поп-Механика» имени Сергея Курехина за 2013 годы получили необычные призы — их собственноручно изготовил победитель прошлого года в номинации «Визуальное искусство» Иван Говоров.

Лучшим кураторским проектом были признаны «Битвы с белочкой» Глеба Ершова — художник Иван Сотников сотоварищи представили свои работы на эту непростую тему. Белочки, как зверьки, в них не только присутствуют, но и поют странные песни.

Тимофей Радя из Екатеринбурга даже был признан Forbes одним из самых перспективных художников современной России. В столице Урала его работы можно увидеть буквально повсеместно. Он одевал городские фонари в домашние абажуры, «играл» с мостом, а за свою работу «Стабильность» – карточный домик ОМОНовских металлических щитов — он был удостоен главного приза Frieze Art Fair Cutlog в Нью-Йорке и спецприза «Инновация». В Петербурге он получил приз за лучший пример искусства в общественном пространстве. Снова полицейские щиты, однако проект «Статья» был приурочен к 20-летию конституции и на нарисованных щитах, вставленных в окна заброшенного здания, были нанесены отдельные статьи главного закона страны.

Представлять победителя в номинации «Лучшее произведение визуального искусства» художник Анатолий Белкин вышел накрытый чем-то, скорее похожим то ли на дерюгу, то ли на плед. Оказалось — ковер. Зачитывать имя своему напарнику Александру Боровскому он предложил стоя на этом ковре. Все это небольшое действо предвосхищало появление лауреата — москвича дагестанского происхождения Аладдина Горунова. Он получил приз Курехина за «Тотальную молитву» – инсталляцию о проблемах ислама и восприятия религии в обществе. И ковер в этой работе занимает одно из важнейших мест.

Противостояние ребенка, техники и «марсианских» пейзажей в работе «Вечность» объединение ПРОВМЫЗА из Нижнего Новгорода, по мнению членов жюри, не просто иллюстрация, а языковая инновация, создание нового пространства.

Среди номинаций у «Поп-Механики» есть и специальный приз Французского института: три месяца в Париже с собственной мастерской в центре столицы, «командировочными», перелетом — все, что может дать художнику новую жизнь или хотя бы новые знакомства. В этом году покорять Францию отправится Аслан Гайсумов из Грозного. Жюри выделило его проект «Элиминация». Основа работы автора — ворота, пробитые пулями, как напоминание о двух войнах, которые пережил его народ. Сквозь эти отверстия пробивается свет. Проект был представлен на пятой биеннале современного искусства в Москве.

«Этно-Мехаика» – группа «Рада и Терновник», стали лучшими в этом направлении с альбомом «Укок». А «Электро-Механику» забрали мультиинструменталисты Сергей Летов и Влад Быстров с проектом «Электронное дыхание».

Лучший текст жюри выбрать не смогло. За что извинилось, пообещав отложить спор о том, что первичней, сам контент или издание, на будущий год. И, может быть, сделать сразу две новых номинации.

37 000 поражающих элементов и раскуроченный холст: как в Русском музее восстанавливали работы из Таганрога

В Мраморном дворце открылась выставка живописи, графики и одной скульптуры из Таганрогского художественного музея «Спасённые шедевры. Русский музей — Таганрогу». Петербургские реставраторы трудились восемь месяцев после ракетной атаки по южному городу 28 июля 2023 года.

Статьи

>