«Гран-При» Михайловского: Звезды не осветили путь новичкам

25 ноября 2012, 03:44
Версия для печати Версия для печати

В Михайловском театре прошел очередной, Четвертый смотр-конкурс балетных училищ «Гран-При». На этот раз он впервые шел без Никиты Долгушина, скончавшегося летом. Его память, память артиста, почтили не минутой молчания, но аплодисментами. А председателем Художественного совета стал худрук Михайловского балета Начо Дуато.

Не хочется этого писать, но общий уровень конкурсантов оставлял желать лучшего. Невысокий уровень, если честно. Тем, кто не был обделен артистизмом, не доставало техники. Те, что были более техничны, оказывались бледны в художественном плане. Человеку, не посвященному в тайны отбора участников, выбор именно этих двенадцати ребят из семи хореографических школ может показаться случайным. Среднестатистические концерты Академии русского балета выглядят и серьезнее, и ярче.

Обычно танец воспитанников балетных школ колеблется в диапазоне от уверенно-профессионального до неуверенно-ученического, причем не факт, что тот, кто пока еще слишком хрупок, не станет серьезным артистом: вот, например, у Анастасии Ермолаевой из Новосибирска, получившей третье место и бронзовую медаль, недостаточная уверенность сочетается с тонкой фактурой и природной красотой линий. Однако, как выяснилось, существует и еще один феномен, а именно самоуверенно-ученический танец, в котором и техника, и артистизм, и художественное начало подменяется бойкостью. Вот тут я уже не знаю, что с перспективами.

Мальчики в целом выглядели интереснее девочек. Арутюн Аракелян (второе место, серебряная медаль), опять же из Новосибирского хореографического колледжа (педагог А.Н.Шелемов), смело и не без блеска исполнил героическую вариацию из балета «Пламя Парижа». Непонятным осталось равнодушие жюри к Всеволоду Табачуку из Красноярска, показавшему единственный в программе номер, основанный на современной пластике (постановка его педагога А.Н.Павленко), и полетную вариацию Остапа из балета «Тарас Бульба». Из девочек отмечу петербурженку Софью Иванову-Скобликову (педагог В.Б.Иванова), которая достойно справилась со сложностями виртуозной классической вариации, но тоже, кстати не вызвала интереса жюри – она отмечена только призом зрительских симпатий. Что же касается получившей Гран-при Эльвины Ибраимовой из Москвы, то из двух ее номеров более привлекательным был как раз не классический, а характерный номер: хорезмский танец «Лязги». Исполненный динамично и обаятельно, он, конечно, внес некую свежесть в архи-консервативную программу смотра, однако ему недоставало тех важных стилистических нюансов, которые отделяют фольклорные танцы от эстрадных.

Конечно, всерьез разбирать полеты учеников мне, не педагогу, нет смысла. А вот о концепции смотра сказать стоит.

Как известно, «Гран-При» задуман как благотворительный проект, направленный на поддержку хореографического образования в России. Он существует на деньги меценатов; все победители и все участвующие школы получают денежные призы – читай, дотации. Это, разумеется, благородно и полезно. Не менее важно, хотя и не столь материально, общение молодых конкурсантов с выдающимися артистами, организованное в рамках смотра. В сценической же части цеховой интерес грамотно соединен с коммерческим – после «детского» первого отделения идет второе «взрослое», по сути, одноактный гала-концерт с участием звезд, что прежде всего и привлекает широкого зрителя. В то же время в «зрительской» части смотра его программная идея преемственности не работает. 

«Детская» часть выглядит доморощенной и провинциальной, вне зависимости от того, из каких городов прибыли конкурсанты. Они не кажутся новым поколением, наступающим на пятки звездам. Прошлогодние обещания сделать смотр международным вылились в приглашение девочки из Молдавии. Здесь, конечно, есть свои подводные камни: если призвать, скажем, парижскую или лондонскую школу балета, конкуренция окажется более чем серьезной, и тогда придется менять концепцию проекта, поскольку его главная идея материальной поддержки отечественных училищ окажется под ударом.

В бонусном «взрослом» концерте на этот раз были заняты ведущие артисты Михайловского, Мариинки и специально приехавший из Киева Денис Матвиенко, а также Академия русского балета, представившая во внеконкурсной программе работу совершенно другого уровня, а именно балет Начо Дуато «Na Floresta», в котором действительно выступила как современное учебное заведение высшего класса. Понятно, что безупречно исполнить классическую вариацию – это нечто другое, чем вписаться в общий поток танца Начо Дуато. Однако для того, чтобы балет Начо Дуато состоялся, от исполнителей тоже кое-что требуется: они должны прочувствовать ритмы и специфику движений, лежащих вне традиционных для отечественных школ канонов. Иначе хореография расползется. Здесь своя, иная виртуозность, иные отношения с музыкой и иное существование тела в пространстве. И то, что дети так профессионально работают с хореографией крупного современного мастера, принадлежащего иному эстетическому полю, свидетельствует о широте и свободе взглядов в школе. То есть, в конкурсной и внеконкурсной программе Академия русского балета имени А.Я.Вагановой показала себя совершенно по-разному.

В целом заключительный звездный «гала», он имел свои особенности: программа полностью состояла из произведений современных авторов, что ново для такого рода концертов, и отрадно, потому что выходит за пределы поднадоевших стандартов, хотя сами номера были не новы. Денис Матвиенко исполнил номер любимого им Эдварда Клюга из Марибора,  Наталья Осипова и Иван Васильев – «Серенаду» Мауро Бигонцетти, смесь итальянского неореализма, русской цыганщины, рискованной эротики и столь же рискованной акробатики, наполнив ее, между прочим, подлинной страстью. Все остальные номера были Начо Дуато; интересно, что из его цельных и неделимых опусов, оказывается, тоже можно извлечь фрагменты для концерта. Прежде всего это знаменитая сцена из балета «Многогранность», где игра Баха на виолончели представлена острейшей метафорой: он – музыкант, (Марат Шемиунов высокий и сдержанный), она – виолончель (Сабина Яппарова, маленькая и сексуальная), и между ними полный страсти дуэт. Большой фрагмент из «Прелюдии» также показывает, что труппа Михайловского овладела поэтикой своего испанского худрука. Но «Спящую красавицу» лучше бы он не ставил, а Олеся Новикова с Леонидом Сарафановым не танцевали. На эту великую, культовую для классического балета музыку вместо точеного и блистательного оригинала – нечто ватное, длинное и бесформенное, где иногда всплывают мутные обрывки того, настоящего адажио: контраст слишком силен, как с наизусть знакомым Петипа, так, между прочим, и с собственными балетами самого Начо, хотя бы и с теми, которые были показаны в этот вечер.

Инна Скляревская, «Фонтанка.ру»
Фото: Пресс-служба Михайловского театра

Куда пойти 27 апреля — 1 мая: «Медный всадник» в Мариинке, новое арт-пространство и спасенные шедевры в Русском музее

В первые длинные майские выходные стоит не пропустить знаковые постановки на сценах петербургских театров, выбрать, сходить ли на фестиваль для любителей тяжелой музыки или узнать больше про танго и не пропустить открытие новых выставок.

Статьи

>