«Афера по-американски»: Поймай, если сможешь

21 февраля 2014, 03:44
Версия для печати Версия для печати

У этого фильма уже есть три «Золотых Глобуса», премия BAFTA, десять номинаций на «Оскар», и ясно, что это еще не конец. Комедию Дэвида Рассела легко игнорировать (ну что нам полукустарная операция ФБР 1970-х годов, да и тамошний «порядок цифр» – явно не из тех, что впечатлит отечественного зрителя на фоне Олимпиады), но тем обиднее пропустить (потому что сама по себе афера там важна не слишком). «Афера по-американски» – фильм не о мошенничестве, а о мошенниках.

Сюжет остроумен и пикантен, но таких сюжетов в уважающей себя телевизионной плутовской комедии – дюжина на сезон (стоит вспомнить хотя бы британских «Виртуозов»). Однако в «Афере по-американски» все решает не изящество или оригинальность конструкции, не изысканность мошеннической схемы (и, соответственно, неотразимость еще более изощренного контрудара «хороших парней»), а исключительная мощь характеров. И – как следствие – красота актерских работ. Дэвид Рассел в принципе (и в «Бойце», и в «Мой парень – псих») ненавязчиво давал понять, что умеет работать с актерами. В новом фильме он уже в состоянии устроить мастер-класс.

Некто Ирвин Розенфельд (Кристиан Бейл), сызмальства склонный к изобретению нестандартных бизнес-идей (бил стеклянные витрины, дабы создать спрос на продукцию отца-стекольщика), оказался владельцем химчистки, а также скромного предприятия по обеспечению фальшивыми кредитами нуждающихся простаков и торговле поддельными живописными шедеврами для простаков с художественными запросами. Встретив женщину своей мечты Эми Адамс, он было засомневался в перспективах своего мошеннического бизнеса, но буквально всего на несколько минут – пока утонченная дива, выдающая себя за английскую аристократку (бывшая провинциальная стриптизерша, разумеется), решалась разделить с героем тяготы его опасных трудов. Райскую жизнь влюбленной пары до поры не слишком омрачало даже наличие законной миссис Розенфельд (Дженнифер Лоуренс) и ее отпрыска. Все шло замечательно, пока один из осчастливленных клиентов не вытащил значок ФБР.

План амбициозного агента (Брэдли Купер) был не лишен остроумия: с вынужденной помощью опытного Розенфельда создать маленькую компанию по озеленению Луны (в данном случае – по возрождению Атлантик-Сити) и ловить на живца коррумпированных политиков и криминальных дельцов. Дальше в ход идет подставной арабский шейх (в неожиданной для себя роли оказался флегматичный агент-латинос, по-арабски знающий три слова), два миллиона казенных долларов для наживки, номер в дорогом отеле, допотопная (по нынешним временам) прослушка и видеокамера в цветочном горшке. Симпатичнейший мэр Полито (Джереми Реннер со взбитым коком а ля Элвис Пресли), решающийся ради дела – в виде исключения – пойти на некоторые противозаконные действия, попадается первым, вслед за ним – еще несколько мелких политиков и один сенатор (главный грех – американское гражданство для шейха в обход закона). В общем, улов так себе. А потом на горизонте появляется всемогущая итальянская мафия, во главе стола садится Роберт Де Ниро, и все эти игры в сыщиков и воров становятся по-настоящему опасными. Крайним, что характерно, объявляют Розенфельда.

Ну так вот все это не главное. Даже пропавшие невзначай (ну еще бы!) казенные миллионы, и даже угрозы «серьезных людей» и сверхсерьезного (как мы любим) гангстера Де Ниро, который здесь вообще единственный, кто бегло говорит по-арабски (иначе надуют – и ведь он прав!). Для каждого из героев мошенничество – вопрос выживания, вынужденный самообман – лишь способ вжиться в роль. Кристиан Бейл в начале фильма с героическим упорством и немалым умением прикручивает остатки волос к внушительной лысине, агент Брэдли Купер вообще все свободное время проводит в бигуди-коклюшках ради эффектной курчавости, Эми Адамс имитирует британский акцент и что-то вроде манер истинной леди (для Нью-Джерси в самый раз). Придуманные фейковые личности вступают в придуманные ложные отношения, «присваивают материал», вживаются с такой полнотой, что в «ради дела» организованном любовном треугольнике из двух мошенников и одного агента начинают и в самом деле полыхать нешуточные страсти. Количество актерских номинаций в «Афере по-американски» совсем не случайно – от качества игры здесь буквально зависит жизнь.

Остается понять только, что значит «жизнь» для профессионального мошенника. В чем, собственно, ценность? Рассел совершает забавный трюк: ловко продавая доверчивым простакам то, во что те хотят поверить, настоящие аферисты-виртуозы в итоге хотят получить не только деньги, но и доступ к реальности. Поймать ее, если смогут, пока их самих ловят другие. Никто, согласно Расселу, не ценит правду так, как стопроцентный лжец. В чехарде фальшивых шейхов, подставных адвокатов, настоящих гангстеров, растворяющихся в воздухе долларов и откровенной театральщины избыточно декоративных ностальгических 70-х неплохо бы понимать, что же происходит на самом деле. Поэтому для героев Бейла и Адамс так важны моменты откровенности (а режиссер недрогнувшей рукой останавливает плутовскую комедию, давая актерам возможность перебрать все нюансы). Поэтому Розенфельд не выдерживает и пытается предупредить мэра Полито (ведь на самом деле тот хороший человек, и они стали самыми настоящими друзьями). Поэтому заигравшийся агент Брэдли Купер терпит поражение – хотя он, вроде бы, всего лишь ценил карьеру выше истины (не он первый, не он последний). И поэтому единственное здесь абсолютно неуязвимое существо – это миссис Розенфельд Дженнифер Лоуренс.

Она вообще не знает, чем правда отличается от лжи, живя в мире собственных дивных представлений о реальности. Она без устали читает «серьезные» статьи в журналах, щедро делится с окружающими разнообразными сведениями, беззастенчиво манипулирует людьми, периодически устраивает небольшие бытовые катастрофы (потому что к инструкциям относится с горькой иронией много повидавшей женщины) и когда после долгих размышлений (а размышляет она все время) миссис Розенфельд все-таки предлагает мужу развестись (о чем он умолял ее долго и безрезультатно) – тот даже вздохнуть лишний раз боится, чтобы не вспугнуть единственную здравую мысль ненароком посетившую эту волшебную голову. За образ этой грандиозной клинической дуры Дженнифер Лоуренс, безусловно, заслуживает все те премии, которыми ее уже наградили и еще наградят.

А персонажи «попроще» – вроде Розенфельда с подружкой – умудрившись договориться о том, что считать правдой, нахальным колобком сумеют уйти и от гангстеров, и от ФБР. С истиной они определились. Остальное – ловкость рук и никакого мошенства.

Лилия Шитенбург, специально для «Фонтанки.ру»

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>