Русь на постном масле

17 февраля 2014, 23:58
Версия для печати Версия для печати

В Ленэкспо открылась выставка «Православная Русь. Моя история. Романовы». Впечатляющее собрание мультимедиа-экспонатов выставляется в частности под лейблами Московской патриархии, Минкульта РФ, Правительства Санкт-Петербурга и при поддержке Газпрома. Вход на выставку бесплатен, и это отрадный факт: там столько всего интересного, что хочется рекомендовать посещение буквально всем, разве что кроме совсем уж отъявленных западников — от обилия державных богоугодностей их точно перекосоротит. История России преподнесена в преломлении истории династии Романовых — от смуты до мимозы и от 1812 года до моды на подстаканники. И акценты в экспозиции расставлены устроителями непреклонно.

Руками трогать

То, что приехавшая в Петербург выставка является детищем Русской Православной церкви, видно с первого шага: посетителей на входе встречает очень красивый список Феодоровской иконы Божией Матери, покровительницы рода Романовых, а каждый раздел экспозиции непременно дополнен историей церкви — организаторы явно ставят знак равенства между нею и историей страны. А если учесть, что большинство самодержцев Романовых звнимало одновременно и пост главы церкви, то становится обоснованным и название «Православная Русь». Справедливости ради стоит отметить, что недовольные клерикализацией современной России могут избежать неприятной для себя темы: на выставке есть много чего интересного из области общественной и политической жизни, также существует проход к экспонатам, ведущий мимо предмета религиозного поклонения.

В первую очередь «Романовы» будут интересны для молодежи — технологические навороты, безусловно, привлекут их на свет своих экранов и дисплеев, как мотыльков. Экраны разные — от огромных плазм до сенсорных дисплеев, на которых можно поучаствовать в викторине (автор этих строк позорно провалился) или полистать страницы дневника Николая II. Всюду можно и нужно тыкать пальцами, открывая для себя все новые и новые детали российской истории. Наконец-то перед вами оживут доселе немые схемы сражений из учебников истории, а карта страны станет говорящей: выбери государя и сразу появятся города, основанные в период его правления, а границы примут актуальный для того периода вид. И это только одна грань применения информационных панно. «Романовы» удобно структурированы: красные залы повествуют о Московии, синие — о 18 веке, зеленые — об оставшемся периоде, вплоть до расстрела последней императорской фамилии в подвале Ипатьевского дома. Есть и последний зал, названный «Моя история» — он посвящен послеромановской истории России, сопровождается энергично-нервным музыкальным сопровождением и резко контрастирует с плавной рекой времени, протекающей в предшествующих залах.

«Не слушать ртом и не говорить ухом»

Многие экспонаты, сделанные «живыми» с использованием 3D технологий, отпечатываются в памяти. Например, почти сразу же посетителей встречает анимированное изображение Смуты: кровавое пламя пожирает Москву — стоишь рядом и слышишь неуютное потрескивание. В отдельных залах представлены инсталляции, рассказывающие о достижениях имперской России в области культуры, просвещения и развития производства: от специфических видеоприемов с непривычки может даже закружиться голова.

Бесспорный успех организаторов — «очеловечивание» выставки. Каждый период сопровождается рассказом не только про свершения, достижения и вехи, но и полон любопытных подробностей: вам станет известно, когда на Руси появились постное масло и мимоза, с чьей легкой руки возникла мода на подстаканники, почему первых пользователей телефонов призывали «не слушать ртом и не говорить ухом». Действительно, весьма доходчивый способ объяснить всем и каждому, что история страны — это и «твоя история».

Пушкин и Путин против Пугачёва

Но все-таки знакомство с выставкой позволяет прийти к неизбежному выводу: главное, ради чего все затевалось, это вколачивание в сознание посетителей желаемых идеологических свай. Помимо проходящей по всем разделам «церковной» окантовки, этому способствуют и обширные цитаты классиков (Пушкин чередуется с Гумилевым, Путин — с Гоголем и т.д.). Лейтмотив таков: «нельзя... мазать грязью священные страницы наших летописей, поносить лучших сограждан...», «все хотели попасть «под руку» московского царя», «слишком часто в национальной истории вместо оппозиции власти мы сталкиваемся с оппозицией самой России», «там только... исцелится народ, где постигнет монарх высшее значенье свое — быть образом Того на земле, Который Сам есть Любовь» и т.п. Романовы представлены благообразным богобоязненным семейством, пекущемся о благе подданных, причем помогает им в этом церковь, а вставляют палки в колеса богомерзские бунтовщики и смутьяны, которые в конце концов и привели великолепную и цветущую Империю к гибели, о которой весьма сожалел во вступительном слове на открытии губернатор Полтавченко. Это и преступные Стенька Разин с Пугачевым и декабристами, и вообще — все те, кто не руководит, а также не жнет и не пашет. Последнее обширное изречение, принадлежащее Великому князю Александру Михайловичу Романову, вообще является прямым обвинением и венчает экспозицию:

«Императорский строй» мог бы существовать до сих пор...настоящая опасность революции заключалась в многочисленных носителях заразы: мышах, крысах и насекомых...большинство русской аристократии и интеллигенции составляло армию разносчиков заразы... Царь сумел бы удовлетворить нужды русских рабочих и крестьян... Описание противоправительственной деятельности русской аристократии и интеллигенции могло бы составить толстый том... Но рекорд глупой тенденциозности побила, конечно, наша дореволюционная печать».

Чудо от архимандрита Тихона

После последней фразы было даже как-то страшно подойти с просьбой о комментарии к одному из кураторов выставки наместнику Сретенского монастыря архимандриту Тихону (Шевкунову) — владыка стремительно мерил шагами территорию седьмого павильона «ЛенЭкспо», производя последнюю ревизию экспонатов. Услышав «я из «Фонтанки», архимандрит Тихон негромко заметил:
— Либеральное издание!
Мне захотелось сразу же сказать, что я не такой, как думается:
— Но я люблю Россию! — вскрикнулось мне почти в отчаянии.
— Одно другому не мешает, — уклончиво ответил архимандрит.

А потом он рассказал, что Россия может и должна быть империей, и что во главе империи вовсе не обязательно должен стоять император, и что все сомневающиеся и ставящие выставке в укор проимперский крен пусть для начала хотя бы прочитают статью в Википедии — что же такое империя. И поймут, почему России не быть иной. Владыка Тихон — человек с умными глазами, убедительный собеседник и автор этого материала был бы счастлив донести его точку зрения дословно. Но случилось страшное — выяснилось, что странным образом с диктофона исчезли все записи, несмотря на предпринятые предосторожности и блокировки гаджета. После минуты отчаяния и показательной казни диктофона мне стало ясно, что нужно не горевать, а радоваться — свершилось чудо. Видимо, сохраняя и автора, и читателей от неверной трактовки слов владыки Тихона (которому интернет-апокрифы приписывают духовничество над нашим президентом) и предвосхищая возможные желания поглумиться над речами и делами организаторов выставки, свыше было решено исхитить диктофонные записи с целью недопущения всяческих ков и кощунств. Воистину, верою спасается Россия!

Рассказ о выставке получился долгим, но «Романовы» стоят того. Идеологический посыл? Устроители имеют на него полное право. Главная же ценность заключается в том , что, пожалуй, впервые значительная часть истории Отечества представлена так зримо, наглядно, доходчиво и интересно. От всей души хочется порекомендовать руководству близлежащих школ устроить «день истории» и отправить своих учащихся на экскурсию — благо, повторим, денег организаторы за просмотр не берут, а от станций метро «Василеостровская» и «Приморская» организован бесплатный трансфер. Все предусмотрено и для семейного посещения — от бытовых подробностей до удобного кафе и обширной торговли сувенирами. Выставка продлится до 2 марта — времени не так много, как кажется. Но радует то, что эта акция — не последняя: организаторы сообщили, что впереди организация экспозиций, посвященной Рюриковичам, а также новейшей истории России.

Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»

Символ власти от Возрождения до Хусейна. Эрмитаж отреставрировал и показывает «Вавилонскую башню»

В Аполлоновом зале Зимнего дворца до 2 июня можно посмотреть небольшую, но интересную выставку «… и сделаем себе имя...». Она знакомит с итогами реставрации картины «Вавилонская башня», привезенной после Великой Отечественной войны из Германии, а также с экспонатами, раскрывающими канонический сюжет с разных сторон. Помимо самой работы, доселе неизвестной широкой публике и изображающей башню не такой, как обычно, посетители музея узнают, где Вавилонская башня стояла в реальности, как выглядела на самом деле, и почему в XVI-XVII веках в Европе на нее распространилась такая мода, что башню можно было увидеть в каждом богатом доме.

Статьи

>