«Сломленные»: Спасти рядового Глазастика

15 ноября 2012, 16:04
Версия для печати Версия для печати

«Сломленные» - экранизация романа Дениэла Клэя, первый полнометражный фильм известного английского театрального режиссера Руфуса Норриса. Малобюджетная камерная драма, оказавшаяся - при всей своей скромности - неожиданно важной репликой к солидной традиции британского социального кино. Про девочку фильм.

Ни автор оригинального романа, ни сам Норрис не скрывали источник собственного вдохновения: роман Харпер Ли «Убить пересмешника» (и одноименный фильм). В самом деле, много общего. В тощем замкнутом мирке (в котором, вероятно, только очень прицельный взгляд опознает какой-то из северных районов Лондона), в доме, похожем на все остальные, живет одиннадцатилетняя девочка по прозвищу Сканк. У нее имеется старший брат средней непутевости, няня (уже не чернокожая «мамушка», а вольнолюбивая полька), любимый школьный учитель (неожиданно очень домашний Киллиан Мерфи) и папа – самый лучший и справедливый на свете папа, потому что он адвокат и играет его Тим Рот. Который тут выступает не в статусе приглашенной голливудской звезды, а совсем напротив – как британский актер, дебютировавший тридцать лет назад юным скинхедом в «Сделано в Британии» Алана Кларка и «Подлых временах» Майка Ли, классических образцах английской социальной драмы. Собственно, разница между «Сломленными» и «Убить пересмешника» - это разница между Тимом Ротом и Грегори Пеком. Девочка (в данном случае – прелестная, угловатая и непосредственная дебютантка Элоиз Лоуренс) прекрасна и неизменна. На то она и девочка. Самый обыкновенный, рядовой Глазастик (даже успевший обзавестись неаппетитным уличным прозвищем) – это всегда серьезная проверка для большого взрослого мира.

Свой «Страшила» тут тоже имеется. Далеко ходить не надо: по соседству живет некто Рик (Роберт Эммс), юноша, почти подросток, с явными признаками умственного отклонения. Существо странноватое, но добродушное и безвредное – до такой степени, что намечающаяся дружба с доверчивой маленькой соседкой заставляет скороспело уличить авторов в прекраснодушии: дитя уже знает, что бояться нечего, конфликт исчерпан. Но торопиться с выводами не следует: едва отулыбавшись девочке чудесным теплым утром, «человек дождя» с размаху получает в зубы. И еще раз. И еще. Сосед, мистер Освальд (Рори Киннеар), постарался. И ведь его тоже можно понять – у него девочки. Три дочери, растут без матери. И одна из них обвинила странного соседского мальчика в изнасиловании.

Руфус Норрис – даром, что дебютант – решительно отверг прямую последовательность литературного повествования: в его фильме сцены перемешаны, будущее иногда опережает прошлое, и принцип монтажа становится понятен только ближе к финалу. Потому что на самом деле он ведь не историю кровавых событий в лондонском пригороде рассказывает. А предоставляет отцу аргументы в мучительном внутреннем диалоге с самим собой: может ли его прекрасное нежное дитя, в роковой момент буквально зависшее между жизнью и смертью, выжить в этом жестоком мире? И стоит ли? Норрис то и дело возвращается к идиллической картинке: в ностальгической белой дымке Тим Рот протягивает палец младенцу, дитя протянутый пальчик цапает. Сколько выдержит эта связь, не порвавшись? Сможет ли папа вытащить свою девочку – вот так, всего лишь цепляясь за пальчик, - с того света? А ведь придется.

У местного «Аттикуса» будет, разумеется, и повод, и возможность защитить еще одного безвинно пострадавшего и оклеветанного «насильника» (там таких «насильников» хватает: рыжие малолетние ведьмы, девочки Освальд – форменная угроза цивилизации, как и все гопники, или, как их называют в Англии «чавы»). Но главные подвиги герой Тима Рота совершит не на юридическом поприще (законы-то работают – позавидует кто-то), а именно на родительском. Что, в общем, помимо всего прочего, еще и просто эффектно: недаром в сериале «Солги мне» «пуантом» его великолепной роли было не сногсшибательное мастерство психолога, а какие-то беспрецедентно нежные, глубокие и доверительные отношения с юной дочерью.

Фильм Норриса – парадоксально гармоничное, удивительно жизнеутверждающее соединение элегической интонации (прямо таки «Боба и слон» какой-то) с угрюмым, планомерным и неотвратимым насилием. В этом уютном «островном» мирке просто чертовски много самого настоящего зла. Покрупнее и помельче. Допущенного по слабости или порочности (не беспричинной, но не оправданной), либо дремучей неразвитости натуры, по болезни или от избытка беспомощной любви – бывает и такое, и нередко. Рори Киннеар ведь тоже играет отца, любящего своих оторв (то есть, разумеется, ангелов) беззаветно, и в нерассуждающем обожании своем - выражающемся в лихорадочной, воинственной, но обреченно-суетливой готовности немедленно расправиться с воображаемыми обидчиками - вырастающего в фигуру едва ли не трагическую. Кстати, актеру не привыкать: Киннеар – один из самых главных Гамлетов британской сцены последних лет.

На крохотном пятачке зла скопилось действительно много. Полиция наизусть выучит домашние адреса героев, за полтора часа экранного времени в спокойном районе произойдут несколько кровавых избиений, одно убийство, одно покушение на убийство, самоубийство, и так, по мелочи: детские драки, школьный рэкет, клевета, секс с несовершеннолетними, измена, выкидыш. В деле также фигурируют один сломанный нос и одна попытка соседа поговорить с соседом. И все это – не покидая дивного элегического пространства «последнего лета детства».

Но новаторство Норриса вовсе не в этом. А в том, что в его фильме зло – это не вина, а беда. Две мелкие хулиганки-двойняшки, что, колеся по округе, то и дело пуляют в случайных прохожих пакетиками с дерьмом («два ангела на двух велосипедах», ага), - это не дефект бесчеловечной «системы», и не последствия правления тори, и не ошибки либералов (как непременно намекнули бы классики британского соцреализма). Это две очень конкретные маленькие негодяйки. Заставить (убедить) их увезти свое дерьмо с собой можно (имеет смысл) только в том случае, если Сканк выживет.

А она как раз решает.

Лилия Шитенбург, «Фонтанка.ру»
 

«Алиса не любит гостей». Кинотеатры после ультиматума прокатчиков перестают тайком показывать западное кино

Российские кинотеатры до 12 мая убрали из расписания нелегальные показы западного кино, проводившиеся в рамках «аренды» или «предсеансового обслуживания». Первым на это обратил внимание «РБК», «Фонтанка» проверила сайты сетей и отдельных кинотеатров, обычно показывающих петербуржцам западное кино без прокатных удостоверений, и, действительно, не нашла таких показов.

Статьи

>