«Пола Негри»: стихии, сердца и жемчуга в 3D формате

19 декабря 2013, 21:59
Версия для печати Версия для печати

В Петербурге вышел первый 3D-мюзикл «Пола Негри». Доживи эта голливудская дива до наших дней, она была бы довольна: из вполне заурядной — конечно, по голливудским меркам — биографии кинозвезды (нищая юность, счастливый случай, стремительный взлет, пара мужей и немножко наркотиков и алкоголя) режиссеру Янушу Юзефовичу удалось слепить яркую и манящую картинку, дополненную премьерной публикой, которая четко следовала предписанному дресс-коду: господа - в костюмах времен сухого закона, дамы - в платьях для чарльстона и обильно украшенные длинными связками жемчуга.

Вся эта публика на показе неистовствовала, не поставив в вину создателям провисающее либретто, тяжеловесность и надуманность отдельных эпизодов, а также задержанное начало представления. И для такой благосклонности был резон: артисты отменно пели и танцевали, команда создателей удивила технологическими примочками, а Максим Леонидов так и вовсе чуть не перетянул все одеяло на себя, создав, пожалуй, самый удачный образ в спектакле.

Ах, до чего же был хорош и убедителен экс-лидер бит-квартета «Секрет» в роли доброго гения Полы Негри, режиссера Эрнста Любича. При всем уважении к звезде российский мюзиклов Теоне Дольниковой — исполнительница заглавной роли в этот вечер оказалась никак не номером один на сцене. Вряд ли это ее вина, просто линия Полы откровенно перегружена концертными номерами, слабо связанными с сюжетом. В то же время образ Любича выписан ясно, логично и убедительно. Умножьте все это на харизму и обаяние Леонидова, а также на его отменную актерскую школу (Максим свое время окончил курс выдающихся театральных педагогов Аркадия Кацмана и Льва Додина), и все станет на свои места.

Но вернемся к мюзиклу в целом. Петербургская «Пола Негри» по сути является переосмысленным клоном польской «Политы», стартовавшей в 2011 году и показавшей хорошие прокатные результаты. Режиссер Януш Юзефович и композитор Януш Стоклоса сочинили почти идеальную рецептуру для подобной постановки: много шика, любви и мягкой, почти салонной трагедии, плюс запоминающаяся главная музыкальная тема. Для постановки в России либретто, очевидно, было несколько локализовано — вряд ли во время представлений в Польше делался настойчивый акцент на «русских» корнях главной героини. Хотя, кто знает. По сути, в мюзикле всего три полноценных персонажа — сама Негри, Любич и Элеонора, мать Полы (отличная работа Елены Забродиной). Остальные герои сыграны с явной карикатуризацией. А образ Старухи, являющейся главной героине в ключевых моментах, трепетно воплощенный гордостью петербургской сцены Валентиной Кособуцкой, в самом финале был безнадежно испорчен нелепым, нелогичным диалогом, который мы воспроизведем близко к тексту, как запомнился: «- Ты мой ангел-хранитель? - Догадливая! - А что ты можешь? - Да ничего, разве что вовремя разбудить тебя». Немудрено спиться с таким-то ангелом!

«Полу Негри» создатели анонсировали как «грандиозное шоу года», возлагая большие надежды на приставку в названии 3D-. На самом деле две трети того времени, что идет мюзикл, зритель вполне может провести без специальных очков, глядя на исполнителей «вживую» и не обращая особого внимания на расплывающуюся проекцию. Но такие сцены, как путешествие на пароходе, снежный поход ссыльных и, в особенности, полет Негри и Любича на самолете (этот эпизод вызвал особые аплодисменты восхищенных зрителей) производят поистине колоссальное впечатление. Большой отклик аудитории получил и эпизод водной стихии, особенно были рады первые ряды партера: их вдобавок ко всему окатили еще и настоящими брызгами. Совет дамам — если у вас на руках дорогие билеты у самой сцены, воспользуйтесь водостойким макияжем.

Нашествие современных технологий не отменило использования в мюзикле красивых костюмов и богатого реквизита. В частности, на сцене ДК Ленсовета неоднократно появляются настоящие лошади, а также роскошные олдтаймеры, непременный атрибут звезд золотого века Голливуда.

Но все же самое большое удивление постановки — люди. Отдельное «браво» адресуем балету: танец с кинопленкой и особенно чарльстон, завершающий первое отделение, это настоящее мастерство и искусство. Актеры же выложились на все сто, радуя и игрой, и вокалом, и акробатическими навыками, паря над сценой и залом. Все было по-честному даже в тех эпизодах, которые, говоря по совести, можно было бы сократить безо всякого ущерба для представления. Например, куплеты «Сплетни», которые повествуют о хищнических повадках желтой прессы. Они весело слушаются и смотрятся в первый раз, но затем становятся несколько навязчивыми (не примите за профессиональную деформацию). В то же время создатели очень скомканно представили «фашистский» эпизод биографии актрисы, оставив его без музыкального номера — а казалось бы, именно здесь есть где развернуться и композитору, и режиссеру. И уж совсем выбился из канвы повествования и эстетики самой постановки выход Полы Негри и сопровождающего ее ансамбля в цыганском облачении. Понятно, что зажигательные номера из репертуара этого вольного народа — сильное место Теоны Дольниковой и благодатный материал для музыкального представления. Но в стильном мюзикле на голливудскую тему поход героини в глубь зрительного зала с «цыганочкой» смотрится так же нелепо, как если бы госпожу Негри обрядили в Микки-Мауса и отправили торговать лоллипопами.

Но хватит злобствовать. Лучше, суммируя все увиденное и услышанное, сделаем вывод: посетив мюзикл «Пола Негри», деньги свои вы оправдаете. Пение и игра будут профессиональными, а впечатления яркими. Что касается выписанности образов и стройности сюжета — ну, скажите на милость, где же их сейчас сыскать? Даже академическая сцена все реже радует нас таким богатством, а от мюзикла и хорошего настроения будет вполне достаточно.

Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»

Владимиру Набокову — 125. Как писатель бежал от красных и коричневых, ловил бабочек и обрел родину

22 апреля исполняется 125 лет со дня рождения Владимира Владимировича Набокова. Он появился на свет в один день с Владимиром Лениным, только с разницей в 29 лет. Но категорически отказывался праздновать день рождения одновременно с вождем мирового пролетариата, отмечая его сутки спустя, 23 апреля, в день рождения Шекспира. Эта же дата стоит в американском паспорте Набокова. О его творчестве слышали даже те, кто не читал его произведений, благодаря оглушительной популярности романа «Лолита». Сегодня Набоков, пожалуй, самый знаменитый писатель-эмигрант, рожденный в Петербурге, работавший в Европе и Америке.

Статьи

>