Театры Европы на Петербургском культурном Форуме подписали обращение к главам правительств и Европейскому парламенту

05 декабря 2013, 09:25
Версия для печати Версия для печати

В рамках Ассамблеи Театров Европы, которая впервые собралась в России, на Петербургском международном культурном Форуме, и по инициативе почетного президента Союза театров Европы Льва Додина был выработан меморандум – обращение к главам государств, главам правительств, министрам культуры, национальным парламентам, Европейскому Парламенту и Совету Европы.

Заседание ассамблеи, тема которого была определена как «Ответственность общества перед театром» и в котором приняли участие вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец, министр культуры Владимир Мединский и вице-губернатор Петербурга Василий Кичеджи, открыл Лев Додин, который обозначил проблему. «Кризис ударяет прежде всего по театру: резко уменьшается финансирование, ослабевает международная работа, театр выходит из медиа-пространства, - сказал он, подчеркнув, что именно театр является «главным сопереживателем времени», и создает идеальную базу для строительства всех видов отношений между народами и государствами. Лев Додин предложил собравшимся представителям репертуарных театров из 11 стран, включая Великобританию, Германию, Францию, Болгарию, Чехию, Грецию, Норвегию, Израиль, Австрии выработать документ, который разъяснял бы значение театра Совету Европы и руководителям отдельных стран.

Льва Додина поддержал Валерий Фокин, заявив: «Состояние театров – вопрос не только денег, но и психологии чиновников. Власть должна понять, что театр имеет прямое отношение к тому, каким завтра будет человек. Театр действительно уничтожает любые барьеры, потому что как никакое другое искусство способно объяснить людям, что в них гораздо больше общего, чем различного».

Российских режиссеров поддержали западные коллеги. «Когда общество начинает задавать вопрос, сколько театров ему нужно, - это свидетельствует о глубоком духовном кризисе», - сказал представитель Берлинского Международного театрального института. Заметив, в то же время, что культурному сектору необходимо начинать действовать и на политическом уровне».

О бедственном положении театров в их странах говорили представители Греции, Чехии, Израиля, Болгарии. Например, один из творческих руководителей болгарского театра «Сфумато», говоривший, кстати, по-русски, назвал ситуацию с театрами в его стране «дряной» и уточнил, что ему приходится ставить 50 процентов развлекательных спектаклей, чтобы иметь возможность в оставшейся половине репертуара говорить о серьезных вещах. «Стыдно и цинично относиться к культуре через финансы: вместо того, чтобы думать о сознании и душе зрителей, мы думаем о том, сколько зритель должен заплатить за билет», - сказал он и процитировал Достоевского, утверждавшего, что легко любить человечество и очень трудно – некрасивое лицо ближнего, имея в виду, что театр учит как раз последнему, и такому театру необходима стабильная поддержка.

Почетный президент Союза Театров Европы Лев Додин
Почетный президент Союза Театров Европы Лев Додин

Фото: Михаил Огнев

В то же время, генеральный директор австрийского Шаушпиль Грац, как «Фонтанка» уже писала, заявила, что в Австрии может служить примером для подражания других театральных городов: свобода творчества тут с 1982 года имеет конституционный статус. В то время, как несвобода художника в России «подогревается невыносимым гомофобским законом».

Представитель Национального театра Греции, назвав печальные цифры - финансирование театра в результате общего кризиса в стране урезано на 40 процентов, - рассказал исторический факт: еврейка, узница одного из концлагерей времен Второй мировой не съедала свой мизерный хлебный паек, а делала из мякиша кукол и устраивала театр для других заключенных, чтобы поддержать их дух.

Итогом Ассамблеи Театров Европы стал меморандум, в котором подчеркивается исключительная роль театра в развитии европейского сообщества, в формировании цивилизованного человека.

«Сегодня, в дни мирового экономического кризиса, выявляется острота духовных проблем: в частности, обнаруживаются долгие годы копившиеся проблемы в отношениях театра-общества-государства. Сегодня, при очевидно назревших в отдельных европейских странах и в Европе в целом агрессивности, нетерпимости, злобы человека к человеку, духовное разрешение проблем особенно важно, и театр как способ познания действительности может помочь их решить или хотя бы осознать.

Безусловно духовное значение театра как выразителя проблем общества и индивидуума. Театр – это инструмент человеческой боли, он подытоживает и он же исцеляет эту боль посредством катарсиса. У театра нет готовых рецептов для решения проблем общества. Однако он содействует их обсуждению – театр ставит вопросы и эмоциональным способом доводит проблему до сознания индивидуума и общества. Театр заостряет для зрителя восприятие проблем, показывает альтернативы или утопии, тем самым стимулируя дискуссию и осмысление в идеальном варианте – без судебных разбирательств, предрассудков, табу и погромов. /…/

Крайне важно для государственных структур, частного бизнеса и СМИ понять, что потрясение, которое испытывают в театральном зале 500 человек, по качеству и длительности эмоционального отклика превышает значимость потрясения 10 тысяч человек на стадионе. Правительства должны заботиться об инфраструктуре и экономической безопасности театров, обеспечивая для них условия, позволяющие создавать высококачественные художественные произведения. Однако государство обязано воздерживаться от вмешательства в художественную составляющую. /…/
Если мы хотим остаться людьми и европейцами, мы должны сохранить европейский театр и вернуть ему соответствующую не только художественную, но и социальную значимость. В наши прагматичные дни, когда значимость явления определяется, к сожалению, в основном финансовой поддержкой (как государственной, так и частной) и процентом внимания СМИ, наиважнейшее дело общества и государства – обеспечить театру эту поддержку и это внимание. SOS!», - говорится в документе Ассамблеи Театров Европы, подписанном представителями театров 11 европейских стран, первые экземпляры которого на заключительном пленуме Форума получили из рук Льва Додина вице-премьер российского правительства Ольга Голодец и министр культуры РФ Владимир Мединский.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>