«Софит» в своем репертуаре

12 ноября 2013, 13:23
Версия для печати Версия для печати

Вчера, 11 ноября в Петербурге, на площадке ТЮЗа им. А.А.Брянцева раздали статуэтки городской театральной премии. Что поражает в этой премии, так это ее совершенная неизменность на протяжении 18 лет существования. Одни и те же люди-эксперты вручают награды одним и тем же творцам. Один и тот же Вадим Жук сочиняет стихотворные вирши. Так и хотелось, глядя на сцену, повторить вслед за принцессой из «Обыкновенного чуда»: «Боже, какие вчерашние, домашние лица!»

Я прекрасно понимаю, что можно ответить на подобное замечание. Это Додин у тебя вчерашний? Или Штиль? Или прелестная Татьяна Пилецкая? Конечно же, нет. Триумф Льва Додина, получившего оба главных «Золотых софита» - за лучшую режиссуру («Коварство и любовь») и за лучший драматический спектакль («Враг народа») – это как раз подтверждение какой-никакой, но адекватности награждающих. Спецпризы за творческое долголетие Георгию Штилю, Татьяне Пилецкой, Валерию Никитенко – замечательный жест, который позволил всему сообществу лишний раз убедиться, что уровень мастерства корифеев несоизмеримо выше среднего уровня сегодняшнего артиста. «Далеко вы ушли, не догонишь вас» - это в нынешней театральной ситуации не про молодежь, как у Чехова, а про стариков. Сидевший рядом со мной на церемонии режиссер Андрей Могучий, недавно ставший художественным руководителем БДТ, спросил меня во время замечательного выступления Штиля: «Вот ты понимаешь теперь, как мне хочется дать им играть как можно больше, сделать так, чтобы они чувствовали себя нужными и любимыми?» Я понимаю.

Не понимаю я другого. Как можно было пройти мимо целой плеяды молодых петербургских режиссеров, половина из которых – ученики Льва Додина, активно работающих, открывающих новых театральные площадки – в «Четверти», «Скороходе», «Ткачах», «Эрарте», выпускающих новые премьеры на стыке жанров, ищущих новый, современный театральный язык, получающих номинации на крупных российских фестивалях, начиная от «Золотой маски». Вот только что создатели Театра Тру Александр Артемов и Дмитрий Юшков были награждены за спектакль «Нет дороги назад» Гран-при престижной пермской «Текстуры» - это первый в истории данного фестиваля случай, когда ее главный приз отправился в Петербург. Только что Сергей Хомченков – создатель «ТеатрMorph» - организовал грандиозный демарш (именно в связи с ситуацией невнимания к молодым независимым театрам) в арт-пространстве «Четверть», где выступил 21 молодой российский коллектив (в основном из Петербурга), причем, к выступлениям допускались только сложившиеся театральные организмы с внятной художественной программой. А между тем, не дело ли городской премии открывать новые имена и предъявлять их городу, чиновникам, публике? Однако, номинация «Новация» в списке номинаций «Софита» отсутствует. Есть лишь номинация дебют, куда попадают пара счастливчиков ежегодно: нынче это - Иван Ефремов, сыгравший Смешного целовека на камерной сцене Александринки, и Дмитрий Гирев за роль Михи с балтдомовском "Зеленом шатре".

Зато появилось целое направление «Негосударственные театры». Что-то более нелепое трудно себе вообразить. Когда ряд театральных произведений выделяется в несколько отдельных номинаций под единым грифом, логично предположить, что к ним стоит применять какие-то особые критерии. Понятно, например, что спектакли малых форм оцениваются отдельно от спектаклей на большой сцене. Оперные – отдельно от балетных и так далее. Это очевидно любому самому обычному зрителю. Но чем принципиально отличается спектакль государственного театра от созданного в том же пространстве произведения театра негосударственного? Ровным счетом ничем. Так почему его режиссера или художника надо награждать отдельно? Потому что работали за символические деньги или вообще бесплатно? Ну так и государственные театры у нас, как известно, не жируют.

К собственно ритуалу тоже возникли вопросы. Не к прекрасному парному конферансу Ирины Полянской и Сергея Бызгу. Они работают мастерски, поскольку не только учились на одном курсе (народного артиста СССР Игоря Горбачева) тогдашнего ЛГИТМиКа, а теперешней Театральной академии, но провели в юности множество уморительных театральных капустников – теперь уже почти легендарных. Вопрос к тому, как была перекомпонована церемония. Для тех, кто не в курсе, поясню: главным призом любой театральной премии – гран-при – считается приз за лучший спектакль на большой сцене. Он вручается последним - хоть на провинциальной церемонии, хоть на золотой маске, и напряжение в зале в этот момент наступает такое же, как в цирке во время исполнения под барабанную дробь самого сложного, «смертельного номера». Это – кульминация церемонии. Лауреатов этих помнят непременно весь год и дольше. Нередко на сцену выходят все создатели спектакля – и оно правильно: театр у нас пока еще режиссерский, свита важна не менее короля, о чем, собственно, говорил Лев Додин, оба раза, когда поднимался на сцену. И вот когда я, узнав главного лауреата – повторю, им оказался спектакль «Враг народа», Льва Додина, спектакль, имеющий не только эстетическую ценность, но и ценность гражданского высказывания, - отправила новость на «Фонтанку», выяснилось, что есть еще целых две группы лауреатов – «Спектакли в жанре оперетты» и «Спектакли театра кукол» (которые обычно получают призы первыми – не по причине дискриминации, а поскольку кукольных театров, как и музыкальных театров легкого жанра значительно меньше, чем, условно говоря, серьезных музыкальных и уж тем более драматических).

Свято чтя постулат о презумпции невиновности, я не допускаю мысли, что режиссер церемонии Григорий Козлов «перекроил» ритуал под себя. И он вполне заслуженно, сразу вслед за Додиным, получившим гран-при, вышел получать спец-приз экспертного совета «за педагогическое мастерство и современное театральное прочтение классической прозы студентами третьего курса Академии театрального искусства - спектакль «Тихий Дон» театра «Мастерская». Но еще прежде на сцену вышли его студенты в костюмах «Тихого Дона». А после получения спецприза Григорий Козлов еще раз появился перед зрителем – теперь уже как вручант «Софитам» всем лауреатам номинации «Куклы», потому что в свое время окончил именно кукольный факультет Театральной академии. Выглядело это, признаться, не очень скромно. Но, думаю, что дело все же не в конкретном постановщике и не в конкретных экспертах и жюристах. Хотя эксперты и жюристы – отдельный вопрос. Сайт «Софита» в 2013 году не обновлялся и ответа на вопрос «А судьи кто?» широким зрительским массам получить решительно негде. Наверное, если бы я не ехала на «Софит» с фестиваля Льва Додина «Мы и Они = Мы», который завершился уже после семи вечера, и не опоздала бы на церемонию, мне бы вручили буклет. А так я до сих пор остаюсь в неведении, кто же принимал решения по номинантам, знаю только, что председателем экспертного совета был Николай Буров, народный артист России, который еще 10 лет назад предпочел актерской карьере чиновничью – сначала возглавлял комитет по культуре, а с 3 июня 2008 года служит, как известно, директором музея-памятника «Исаакиевский собор», в состав которого, кроме собственно Исаакиевского собора входят Сампcониевский и Смольный соборы, храм Спаса на Крови и ризница храма Воскресения Христова.

И всё же дело – не в отдельных нелепых фактах, которых в этот раз на церемонии набралось как-то чересчур много. А в позиции устроителей премии и городского театрального сообщества, которая не только во время «Софита» проявляется. Все театралы помнят, что в прошлом году было закрыто уникальное подвальное пространство на Жуковского, 18, где ютилась, выпуская практически по спектаклю в неделю на минимальные средства, Лаборатория молодой режиссуры On.Театр. Знаете, кто сейчас предоставил бесплатно свои камерные площадки этому замечательному театральному образованию? «Федерады» Александринка и МДТ – Театр Европы, Валерий Фокин и Лев Додин, которым основатель Лаборатории Милена Авимская не устает говорить спасибо. Но Лаборатория – это городская структура, благодаря которой театральная картина Петербурга изменилась радикально, оздоровилась, повернулась лицом к будущему (не только благодаря ей, но ей - в значительной степени). Вообще, нормальная, здоровая, плодотворная ситуация для театра в любом городе, стране – это когда молодежь наступает на пятки мастерам, стимулируя их не почивать на лаврах, а взяться за поиски. И, как показывает мой личный опыт – опыт одного из организаторов молодежной петербургской театральной премии «Прорыв» (простите, если это прозвучит нескромно) – премии могут менять эту самую театральную картину – приглашая в жюри продвинутых критиков, ставя своей целью розыскную работу и открытие новых имен, а не консервацию старых, давно уже самозаконсервировавшихся и прикрывающихся, точно щитом, понятием «традиции», которые в данном контексте означают патологическую фобию перед всем новым.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

 

Тихо в лесу. В кинотеатрах — японская драма с сюрпризом «Зло не существует»

В российский кинопрокат вышел фильм «Зло не существует» японского режиссера Рюсукэ Хамагути, известного оскаровским хитом «Сядь за руль моей машины». «Фонтанка» уже оценила фильм, получивший «Особый приз жюри» на фестивале в Венеции, и поставила его в контекст истории кино.

Статьи

>