Свежие вчерашние новости
Так случилось, что обстоятельства, сопровождающие недавний выход на российские экраны фильма Билла Кондона «Пятая власть», рискуют, как это нередко бывает, затмить собой сам фильм. Мировой прокат вольной кинобиографии основателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа начался несколько раньше, и к нам картина попала, когда уже было широко известно, что, во-первых, сам Ассанж назвал «Пятую власть» «голливудской пропагандой» и даже письменно убеждал исполнителя главной роли Бенедикта Камбербатча отказаться от съемок, а во-вторых, что фильм с треском провалился в американском прокате.
Любопытно это все еще и потому, что «фильм, с которым явно что-то не так», в России, кажется, в итоге был оценен выше, чем в остальном мире. Нет, массовый интерес к фигуре главного героя здесь ничуть не превосходит общемировой: Ассанж, обитающий ныне «где-то за универмагом Хэрродз» (скрывающийся в посольстве Эквадора в Лондоне), – это, как ни странно (или – как ни горько), уже вчерашняя новость. Но быть может, среди пишущих о «Пятой власти» сказалась некоторая ностальгия по большим журналистским расследованиям как таковым, по былому расцвету власти четвертой. «Вашу газету до сих пор покупают?» - иронизирует экранный Ассанж, агент «дивного нового» компьютерного мира, адресуя укол британской The Guardian, по-старинке выходящей на бумаге. Эта шутка с «отложенным эффектом» (сегодня – еще слишком самонадеянная, завтра – уже слишком злорадная) по-особенному звучит там, где само существование свободной прессы, скажем так, крайне проблематично. Занятно и то, что львиная доля претензий, предъявляемая Ассанжу в фильме его бывшим другом и коллегой Даниэлем Домшайт-Бергом (на основе книги которого был создан сценарий фильма): соратникам по борьбе приходилось жертвовать простыми человеческими радостями ради осуществления высокой абстрактной идеи – на местной суровой почве выглядит совершеннейшим мелкобуржуазным вздором. Не время сейчас, товарищ.
Фото: wdsspr.ru
«Пятая власть» - средоточие множества проблем. Самая простая и очевидная – сценарная. История начинается вполне традиционно и многообещающе: рассказчик Даниэль Берг (Даниэль Брюль) знакомится с Ассанжем (Камбербатч), этап за этапом открывает для себя головокружительные возможности придуманной Ассанжем системы, пытается разобраться в характере своего новообретенного гуру, засим непременно следуют первые успехи, потом – неизбежные разочарования, далее «читатель ждет уж рифмы «розы»» - то бишь, кульминации, где необходимо решить, победой все это было или поражением, или – если у сценариста хватит таланта – некоей нерасторжимой смесью того и другого, потом – если уж вы никак не можете обойтись без этого, то ладно – у вас есть пять минут на моральный вывод, а потом музыка и титры. Крепкий банальный голливудский байопик выглядит примерно так.
Фото: wdsspr.ru
Но сценарий Джоша Сингера (он вообще-то не новичок, писал и для телевизионного «Западного крыла», и для «Обмани меня») в самой середине вдруг делает крутой вираж, который вполне мог бы сопровождаться титром: «А в это время в Вашингтоне». Так вот там, в Вашингтоне, некие высокопоставленные чиновники во главе с добросердечной и трепетной Лорой Линни, насладившись достижениями WikiLeaks, начинают страшно переживать, не повредит ли эта разоблачительная деятельность их особо засекреченным информаторам. В самом деле, интересно. Вдруг у седоголового борца за правду руки по локоть в крови, а «Пятая власть» - сенсация?! Мы начинаем долго и тревожно следить за неким восточного вида дяденькой, за которым могут прийти спецслужбы одного из арабских государств, и вроде бы некто весьма угрожающего вида уже маячит на горизонте, и дяденька вместе с семьей срочно покидает страну, а благополучно выехав, спрашивает Лини по телефону: «И что теперь?» Чиновница делает растерянное лицо. То есть все, что можно всерьез предъявить Ассанжу, согласно авторам фильма, это тот факт, что кто-то почувствовал «неуверенность в завтрашнем дне». Как говорится, добро пожаловать в клуб. Если это «голливудская пропаганда», которой так опасался Ассанж, то это пропаганда собственной беспомощности.
Фото: wdsspr.ru
Опытный Билл Кондон столкнулся с задачей, которая будет встречаться чем дальше, тем чаще: как показать историю, главная, определяющая часть которой протекает в цифровом мире, на экране компьютера. Что такое «упала сеть» на языке кино? Как выглядит хакерская атака? Люди, сидящие за мониторами, поток цифр, отражающийся на лицах героев, стук пальцев по клавиатуре, мультикадры, дерганный монтаж (имитирующий стремительность, но обеспечивающий лишь сугубую невнятность происходящего), резкая смена места действия – все это тоже из разряда «вчерашних новостей». Кондон в отчаянии изобретает трогательно «олдскульные» метафоры, устраивая разгром в бескрайнем офисе (существующем лишь виртуально), - с перевернутыми столами, летающим пеплом и иными наивными красотами. Это означает «потерю данных». Не удивительно, что кульминация в его тщательно уклоняющемся от любой определенности фильме смещается к тому дивному разоблачительному моменту, когда выясняется, что экранный Ассанж попросту красит волосы. Для ранимого капризули Берга это становится настоящим потрясением. Но не для зрителей – снявши голову, по волосам не плачут.
Фото: wdsspr.ru
Единственным реальным участником диалога с Джулианом Ассанжем в «Пятой власти» на самом деле оказывается актер Бенедикт Камбербатч. И не только «по праву переписки». Актеры – «обзоры и краткие летописи века. Лучше вам после смерти получить плохую эпитафию, чем дурной отзыв от них, пока вы живы». Так говорил Уильям Шекспир. Образ, созданный большим актером на экране, рано или поздно затмит оригинал, так уж они, эти образы, устроены. Камбербатч, в очередной раз преобразившись, не просто «ухватил суть» внешности и повадки своего героя – он сделал из Ассанжа загадку. Польстил. Эта стремительная белобрысая бестия оказалась начисто лишена в равной степени и страха, и агрессии, а вот преград на своем пути не видела вовсе никаких: герой Камбербатча быстро, мягко и без сопротивления проникает в любые помещения и устанавливает контакт с любыми людьми. Злодей или герой – не в этом дело, на экране – воплощенный компьютерный вирус. Для него не существует дверей, запретов, приличий, личных границ – обманчиво податливое существо с неуловимо двусмысленным взглядом и сладчайшим улыбчивым прищуром легко просачивается сквозь. Внедряясь в личное пространство отрывшегося человека в той же манере, в какой пробует случайно подвернувшуюся еду: ткнул в тарелку и облизал палец. У эпитета «неотразимый», нередко применяемого к героям Камбербатча, появились любопытные обертона. Ассанж и в самом деле стал объектом «голливудской пропаганды» - она сделала из него сверхчеловека.
Лилия Шитенбург
«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым
Новости
- 21 ноября 2024 - Премию «Просветитель» вручили книгам о раке, хайпе и Гагарине
- 20 ноября 2024 - На производство фильмов в России выделят дополнительно по 2,6 миллиарда ежегодно
- 19 ноября 2024 - Группа «КИНО» победила в патентных спорах за «Симфоническое КИНО»
- 14 ноября 2024 - Премия BAFTA будет отзывать награды у лауреатов, осужденных за преступления
- 14 ноября 2024 - Британский музей получит самый дорогой дар в истории музеев страны