Три точных попадания в музейный «нерв»

Один из самых креативных и удачных городских фестивалей - «Современное искусство в традиционном музее» - продолжится до 13 октября. С самого начала, его организаторы говорили о том, что каждый из проектов-участников должен быть органично вписан в пространство музея, где ему посчастливилось гостить. В этом году большинство проектов удивительно органично «вырастает» из постоянных экспозиций.
Современное искусство не должно казаться бедным родственником, которого впустили переночевать и о котором забудут, как только за ним закроется дверь. Смысл фестивальных выставок в том, чтобы строить мосты, налаживать связи между новым взглядом на мир и традицией. Это вроде как аксиома, но на деле, конечно, получалось по-разному. Некоторым художникам удавалось отыскать множество точек соприкосновения со «своим» музеем, а кое-кто вступал с ним в спор. Случались удачи и наоборот. Однако, нынче срослось всё и везде.
Аникушин переезжает
Например, петербургский художник Иван Плющ обживал Мастерскую М.К. Аникушина, филиал Музея городской скульптуры, с максимальной деликатностью. Его инсталляцию «Переезд» не сразу заметишь. Просто среди экспонатов вдруг появилось несколько фанерных коробок-упаковок. Самая солидная из них – кубической формы – возвышается на большом скульптурном станке (там, где созидаются большие формы). Можно подумать, что мастер только что закончил работу, упаковал шедевр и ждёт его отправки на выставку. Или вообразить, что этот куб – всего лишь заготовка, от которой ещё не отсекли лишнее. Рядом лист фанеры покусился на железную лестницу – в попытке укрыть её от тягот переезда. Или, желая превратить полезную вещь в белый лист – начало нового произведения. Остальные объекты разбрелись по мастерской. Они словно бы повторяют формы каких-то скульптур. Но если заглянуть внутрь, наткнёшься на пустоту. И снова увидишь не финал какого-то этапа, а точку отсчёта.
Словом, воплощение оказалось многослойней идеи, заявленной автором в названии. И это не так плохо. Ведь мастерская скульптора и есть место рождения новых смыслов и новых форм.
Морской бой в недрах «Народовольца»
Ещё более сильное впечатление производит инсталляция «Морской бой», внедрённая художественным объединением «Вверх» в пространство подводной лодки «Народоволец» (филиал Военно-морского музея). Там тесно и душно, из отсека в отсек приходится пробираться через люки, и не всегда посетителям удаётся разойтись в узких проходах. Авторы инсталляции установили в противоположных концах лодки два маленьких экрана, на которых видны лица двух девушек. Они играют в морской бой, выкрикивая координаты квадратов, которые хотят поразить: «К-3! Б-10! З-1!». Иногда противница откликается: «Мимо!». Иногда буквы и цифры звучат одна за другой, и мы можем лишь догадываться о результате.
Где-то в середине пути обнаруживается экран побольше, на нём видны обе героини – в белых платьях они стоят на берегу моря, продолжая свою странную игру. Облака над ними не движутся, только ветер колышет кусты и лёгкую ткань платьев. А с двух сторон слышны два голоса:
-- К-8!
-- Ж-4!
-- Убит!
Непонятно, слышат ли девушки друг друга, радуются они или грустят о своих кораблях, но напряжение, звучащее в их голосах, передаётся зрителю. И нет нужды читать авторские комментарии у входа. И так ясно, что где-то продолжается бой.
Нервы навыворот
Зато в Музее истории Научно-исследовательского института экспериментальной медицины зрителя ждут гораздо более забавные, хотя и не менее глубокие переживания.
Во-первых, будьте готовы к тому, что вас попросят подождать у двери – это маленький музей, в нём помещается не больше 15 человек. Во-вторых, вам придётся подняться по лестнице на четвёртый этаж (идёт ремонт, лифт не работает). В-третьих, подвох таится уже в названии инсталляции, созданной художником Дмитрием Каваргой – «По ту сторону низшей нервной деятельности». И не сразу вспомнишь, что никакой «низшей нервной деятельности» нет на свете. Термин этот выдуман автором, пожелавшим пригласить вас в своего рода научное зазеркалье.
Его объекты притаились в тени самых солидных местных экспонатов – у портрета Александра Петровича Ольденбургского, перед бюстом госпожи Шумовой-Симоновской. Откуда они взялись, эти странные, мохнатые, слабо шевелящиеся зверушки? Из подсознания учёных, которые, зачастую, относятся к изучаемым ими частям человеческого организма как к живым существам. Художник просто воплотил смутные ощущения исследователей в материале. То ли это ожившая пищеварительная (выделительная) система, то ли страшновато-умильный сон экспериментатора. Не важно. Важно, что каждый из объектов чувствует себя в музее, как дома. И музей принял их как своих. Ведь чего только не встретишь по ту сторону истории науки, по ту сторону музея.
Дина Гин, «Фонтанка.ру»

Куда пойти 28 — 30 марта: книжный фестиваль на «Левашовском Хлебзаводе», Париж в кино и разговор о Пушкине с Львом Лурье
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 28 марта 2025 - Найден неопубликованный роман Эдуарда Лимонова. Его готовят к первому изданию
- 27 марта 2025 - Издательство «Индивидуум» впервые не пустили на ярмарку Non/Fiction
- 27 марта 2025 - СМИ: Против экс-директора Музея современного искусства PERMM Аллахвердиевой возбудили уголовное дело
- 26 марта 2025 - Пушкинский музей пересмотрит закупки последних лет, в их числе оказалась картина Никаса Сафронова
- 25 марта 2025 - Летающая леди, выпавший зуб и купание в фонтане. Вышел первый трейлер продолжения «Чебурашки»
Статьи
-
26 марта 2025, 21:00Эрмитаж открыл новую выставку в Галерее графики Зимнего дворца — «Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века». Это следующий шаг за графикой немецкой, cтаронидерландской и итальянской, что музей показывал в предыдущие месяцы. Выставку можно смотреть до 13 июля, удивляясь переплетениям известных судеб, литературных и художественных произведений и крупных исторических событий, свидетелями которых становились эти тонкие и хрупкие листы бумаги.
-
25 марта 2025, 15:10Ежегодный праздник для всех, кто интересуется балетом и современным танцем, — Международный фестиваль Dance Open откроется в Петербурге уже 18 апреля. В преддверии события основатель и художественный руководитель фестиваля Екатерина Галанова рассказала «Фонтанке» о юморе и философии в танце, «эзотерическом балете», барочной музыке и вызовах для организаторов.
-
24 марта 2025, 18:50Петербуржец Петр Шерешевский хорошо известен театралам не только в двух столицах, но и по всей России. География его спектаклей настолько обширна, что можно запускать специальный туристический маршрут: и в театр с удовольствием сходишь, и страну узнаешь. Сейчас Шерешевский — главный режиссер сразу двух театров в Москве и Петербурге; на премьеру «Три» в Камерном театре Малыщицкого не достать билетов; МХТ в составе Больших гастролей привез в Петербург спектакль «Маскарад с закрытыми глазами». Мы встретились с режиссером в рамках проекта «(От)Личный Петербург» и поговорили об агрессивных птицах мира, израильском Чехове и спектаклях, на которые можно приходить голодными.