Локомотивом городской музыкальной реформы станет Стадлер?

18 сентября 2013, 12:26
Версия для печати Версия для печати

Городской комитет по культуре уволил художественного руководителя Санкт-Петербургского государственного академического оркестра Александра Титова. Культурное начальство не скрывает, что этот шаг — начало серьезной реформы городской музыкальной сферы. «Фонтанка» попыталась разобраться, какие именно преобразования готовятся и каковы их перспективы.

 

То, что музыкальная культура Петербурга в сфере симфонической музыки находится в состоянии глубочайшей стагнации, странно даже обсуждать. Достаточно попытаться вспомнить, кто из великих мировых дирижеров - да что там великих, ярких, молодых - и когда гастролировал в Петербурге. Прежде всего на ум приходят гастроли Чикагского симфонического оркестра и Риккардо Мути, но они случились полтора года назад, к нам оркестр приехал после важнейших для него столичных концертов и отыграл даже без акустических репетиций. В итоге, по мнению экспертов, это оказалось не лучшее выступление коллектива из так называемой «большой пятерки». Время от времени на гергиевских «Звездах белых ночей» выступают ведущие симфонические коллективы мира, чаще всего под управлением самого Гергиева. Только что в Михайловском театре выступил Даниэль Баренбойм с оркестром Берлинской капеллы. У Кехмана же один раз выступил замечательно талантливый 41-летний российский маэстро Владимир Юровский. Когда же Дягилевский фестиваль пригласил еще одного уникального молодого дирижера Теодора Курентзиса, ему пришлось дирижировать в Александринке — что греха таить, и Гергиев, и Темирканов не очень-то любят приглашать на свою территорию конкурентов, даже молодых. Да, сами они работают на мировом уровне — статистика по гастролям говорит сама за себя: лучшие площадки, по полсотни концертов в сезон у Темирканова, у Гергиева значительно больше. Но качество музыкальной жизни города не может определяться уровнем двух дирижеров, пусть даже с мировыми именами. Да и руководят они, разумеется, федеральными оркестрами.

Что до петербургских коллективов, тут самым сильным звеном в последние годы стал оркестр Михайловского театра — Владимир Кехман, проявив практически феноменальную способность образовываться в той сфере, за которую он взялся изначально как коммерсант, пригласил уже двух молодых дирижеров, которыми может гордиться: это Михаил Татарников, работавший у Гергиева, а теперь ставший главным режиссером у Кехмана, и Василий Петренко, уже успевший сделать европейскую карьеру (к моменту, когда он согласился стать главным приглашенным дирижером Михаловского, он уже имел несколько престижных европейских ангажементов и постоянное руководство Ливерпульским королевским филармоническим оркестром). За театральные городские оркестры вообще не стыдно. Есть также оркестр Капеллы под управлением Чернушенко, у которого также свои функции.

А вот с чисто симфоническими коллективами прямо беда. Их всего пять, а на достойном звания «академический» уровне работает фактически один только осиротевший ныне СПбГАСО. В его репертуаре — симфонии Моцарта, Гайдна, Брамса, Малера, Рахманинова, Шостаковича, Прокофьева. Кстати, шесть лет назад, когда руководить им пришел маэстро Титов, снять пришлось как раз молодого и перспективного Василия Петренко — он тогда пропадал на Западе, и местным оркестром ему заниматься было недосуг. Титов оркестром занимался, и тот уровень качества, который признается множеством экспертов, безусловно, его заслуга. При таком раскладе форма его увольнения действительно вызывает, как минимум, вопросы. Авторитетный, уважаемый музыкант был снят с должности по телефону. Даже если Александр Титов и в самом деле не явился в комитет по культуре по приглашению, как уверяет источник в комитете, все равно о корректности поступка чиновников говорить не приходится. Тут надо отдать должное председателю комитета по культуре Василию Панкратову, на состоявшемся вчера сборе оркестра он лично принес извинения маэстро от лица подведомственного ему учреждения. Однако желания откручивать решение назад не выказал. Наоборот, попытался объяснить его суть и причины.

В данном случае логика у городского руководства, надо признать, есть. При всей плачевности ситуации с симфонической музыкой в городе на содержание оркестров уходит-таки четверть миллиарда рублей в год. И в данный момент совершенно одинаково оплачивается и работа оркестрантов академического уровня, способных, условно говоря, сыграть симфонию Малера, и труд тех, кто промышляет, круглогодично играя популярную музыку для гостей нашего города. Между тем средняя зарплата всех музыкантов составляет от 14 до 20 тысяч — уровень, согласитесь, нищенский. Так что о реформе заговорили вовремя и не с бухты-барахты: появилась соответствующая законодательная база и указ президента поднять зарплату в бюджетной сфере до средней по России (а это, как уже всем известно, около 35 тысяч рублей).

Сам Василий Панкратов заявил автору этих строк, что совершенно не собирается ни объединять все оркестры, ни закрывать какие бы то ни было из них. Но его категорически не устраивает уравниловка. «Город намерен сделать ставку на сильного, вложиться в него и получить такой оркестр, который станет брендом Петербурга, как являются брендами своих городов Венский филармонический оркестр, амстердамский «Концертгебау», Лондонский симфонический оркестр. К счастью, у нас теперь появились для этого механизмы. Например, может по госзаданию увеличить стоимость услуги любого оркестра, который работает на достойном уровне». Позиция поддерживать тех, кто трудится на ниве большого масштабного искусства, вполне осмысленна. Те, кто зарабатывает на «Лебединых озерах», и сами проживут, и вряд ли стоит заботу о них перекладывать на плечи налогоплательщиков. Другой вопрос, что в том же Лондоне симфонических оркестров более 40 — и это только тех, которые на слуху, входят в мировые музыкальные справочники и финансируются, хотя бы частично, или из федерального, или из городского бюджета. В той же Вене таких коллективов— более 20. Но это уже вопрос федеральной политики в сфере культуры. Город тут ничего изменить не может.

Остается проблема, многократно озвученная на встрече с Василием Панкратовым музыкантами СПбГАСО, после того как культурный лидер города взамен уволенного дирижера представил творческому коллективу нового руководителя в лице генерального директора Юрия Серова, объяснив, что в работе Александра Титова его, прежде всего, не устроило отсутствие менеджерских качеств: согласно статистике комитета по культуре, за 2012 год петербургский ГАСО побывал всего лишь на одних гастролях в соседней Финляндии, в то время как, скажем, темиркановский оркестр проделал шесть масштабных зарубежных гастрольных турне, побывав в Италии, Испании, Франции, Швейцарии, Монако, etc. С другой стороны, по словам самого Панкратова, он отлично понимает, что творческому коллективу нужен творческий руководитель, и эта кандидатура сейчас бурно обсуждается — не только чиновниками: при комитете по культуре действует музыкальный совет из авторитетных музыкантов Петербурга. Параллельно вносятся изменения в устав: упраздняется должность худрука, которая доселе была главной, приоритетной становится должность финансового руководителя (модель Михайловского театра, которая неплохо, согласитесь, работает), но предполагается и ставка главного дирижера, который сосредоточится именно на творческих вопросах.

С этой кандидатурой неясностей больше всего. Поскольку все дирижеры, обладающие харизмой и талантом для подобных головокружительных апгрейдов, налицо. «Маркиз, ты знаешь всех? Я знаю всех, маркиз», - как сказано в классической пьесе. Понятно, что к нам не приедет Владимир Юровский, он не так давно возглавил московский ГАСО им. Светланова — с которым напрямую придется конкурировать нашему ГАСО, если он действительно взлетит. Теодор Курентзис торжествует в Перми, где нашел именно те просторы, которые ему требуются для его грандиозных начинаний. Есть великолепный Марис Янсонс, который учился в Ленинграде и продолжает в каждом интервью клясться Петербургом: он ныне руководит амстердамским «Концертгебау» - оркестром из пятерки лучших в Европе. О нем в комитете по культуре думают, но с мастерами такого уровня надо договариваться сильно заранее, хотя общепринятая практика для выдающихся маэстро — руководство сразу несколькими оркестрами. Вот, к примеру, Валерий Гергиев кроме Мариинского ныне возглавляет Лондонский симфонический оркестр, а с 2015 года сменит его на Мюнхенский филармонический. Кстати, решение об этом назначении принимала мэрия города — то есть те же чиновники, а не музыканты, — и глава городского Департамента искусства и культуры Ханс-Георг Кюпперс давал на эту тему обширные комментарии прессе. Да, подобные назначения в Европе всегда крайне резонансны, но обсуждает их не желтая пресса, а специалисты по музыкальной аналитике, музыкальное сообщество высокого профессионального уровня, которого, увы, в Петербурге не существует, поскольку не существует, как уже говорилось, полноценной музыкальной жизни. Да, конечно, есть случаи, когда оркестранты, что называется, не срабатываются даже с крупными дирижерами, и тогда уходят последние, но тут речь исключительно о тех коллективах, которые являются не только национальным, но и мировым достоянием. До этого уровня петербургским муниципальным оркестрам и даже лучшему из них надо еще дорасти.

Пока же решение примет комитет по культуре, опираясь на мнение музсовета. Большинство музыкальных экспертов сходится на том, что пост этот могут отдать Сергею Стадлеру — другого в нашей округе и быстро и впрямь найти мудрено — и что, судя по его последним выступлениям с весьма серьезными коллективами (в его дирижерском списке концерты с ГАМО им. Светланова, Национальным российским оркестром, оркестром Большого театра, «Виртуозами Москвы», Пражским и Токийским филармоническими оркестрами, а также работа главным дирижером симфонического оркестра «Россия» и оркестра Екатеринбургской оперы), ему было бы очень кстати заняться как раз подробной работой с собственным оркестром. Это плюс к европейской известности Сергея Стадлера в качестве скрипача. Это совершенно не исключает, а наоборот, предполагает работу с Петербургским ГАСО дирижеров мирового класса, если на них, конечно, у чиновников найдутся средства. Ну а без этого реформы не стоило бы начинать.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

 

Куда пойти 27 апреля — 1 мая: «Медный всадник» в Мариинке, новое арт-пространство и спасенные шедевры в Русском музее

В первые длинные майские выходные стоит не пропустить знаковые постановки на сценах петербургских театров, выбрать, сходить ли на фестиваль для любителей тяжелой музыки или узнать больше про танго и не пропустить открытие новых выставок.

Статьи

>